Поделись с друзьями:

Датчик кислорода ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов

Датчик концентрации кислорода ваз 2114, 2115, 2113 8 клапанов - тема этой статьи. Здесь представлена конструкция, техническое обслуживание, устройство, размеры датчика кислорода (лямбда зонда) легковых автомобилей ваз 2114, 2115, 2113 8 клапанов. Представлена информация о двух видах датчика кислорода, об управляющем и диагностическом датчике концентрации кислорода ВАЗ 2113, 2114, 2115. Завершает статью инструкция по замене датчика кислорода (лямбда зонда) на двигателях автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115.

Содержание:

Для чего нужен датчик концентрации кислорода (ламбда зонд) ВАЗ 2114, 2113, 2115 ?

Датчик кислорода ВАЗ 2113, 2114, 2115 8 клапанов (ДК) смонтирован в приемной трубе выхлопной системы. Кислород, находящийся в выхлопных газах, образует разность потенциалов на выходе лямбда зонда, меняющуюся от 0,1 (много кислорода - бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода - богатая смесь). По импульсу от датчика кислорода ЭБУ координирует поступление бензина форсунками в цилиндры так, чтобы состав выхлопных газов был оптимальным для хорошей работы нейтрализатора (напруга кислородного датчика около 0,5 В) Для хорошей работы лямбда зонд должен иметь температуру не ниже 360 °С, поэтому для быстрого прогревания после запуска мотора в датчик встроен нагревательный элемент.

ЭБУ постоянно подает в цепь датчика концентрации кислорода стабилизированное опорное напряжение 0,45+0,10 В. Пока датчик не прогрет, опорная напруга является неизменной. При этом ЭБУ управляет системой впрыска, не учитывая напругу на ДК. Как только лямбда зонд нагреется, он начинает менять опорное напряжение Тогда контроллер выключает нагрев датчика кислорода и начинает учитывать импульс лямбда зонда.

На легковых автомобилях ВАЗ 2114, 2113, 2115 устанавливается два датчика кислорода: управляющий датчик кислорода (УДК) и диагностический датчик кислорода (ДДК).



Конструкция датчика кислорода ВАЗ 2113, 2114, 2115 8 клапанов

Техническое обслуживание датчика кислорода ВАЗ 2113, 2114, 2115 8 клапанов

При повреждениях жгута, колодки или штекеров датчика кислорода - ДК нужно менять. Ремонт жгута, колодки или штекеров не допускается. Для нормальной работы лямбда зонд должен сообщаться с атмосферным воздухом. Сообщение с атмосферным воздухом обеспечивается воздушными зазорами проводов датчика кислорода. Попытка отремонтировать провода, колодки или штекеры дактчика кислорода может привести к нарушению сообщения с атмосферным воздухом и ухудшению работы лямбда зонда.

При обслуживании управляющего датчика кислорода ВАЗ 2113, 2114, 2115 8 клапанов нужно соблюдать следующие требования:
  1. Не допускается попадание жидкости для чистки контактов или других материалов на датчик или колодки жгутов. Эти материалы могут попасть в лямбда зонд и вызвать нарушение работы. Кроме того, не допускаются повреждения изоляции проводов, приводящие к их оголению.
  2. Запрещается сильно сгибать или перекручивать жгут лямбда зонда и присоединяемый к нему жгут проводов системы впрыска. Это может нарушить поступление атмосферного воздуха в ДК.
  3. Для исключения неисправности датчика кислорода, в результате попадания воды, необходимо не допускать повреждений уплотнения на периферии колодки жгута системы управления.


Аналоги датчика кислорода ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 1118-3850010-00

  1. Бош - 0 258 006 537.

Устройство датчика кислорода (ДК)

Датчик кислорода (лямбда зонд) ВАЗ 2114, 2113, 2115 состоит из:

  1. Провода выхода;
  2. Контакт нагревателя;
  3. Корпус датчика;
  4. Керамический элемент с платиновой сеткой;
  5. Защитный колпак с прорезями;
  6. Контактная пластина;
  7. Изолирующая втулка;
  8. Нагревательный элемент.

Размеры лямбда зонда (датчика кислорода)



Управляющий датчик кислорода (УДК) типа 1118-3850010-00

Зачем нужен управляющий датчик кислорода ?

Для улучшения состава выхлопных газов, с целью достижения лучшей эффективности работы нейтрализатора, используется управление топливоподачей по замкнутому контуру с обратной связью по наличию кислорода в выхлопных газах.

ЭБУ рассчитывает продолжительность импульса впрыска по таким данным, как массовый расход воздуха, частота вращения коленвала, температура охлаждающей жидкости и т.д. Для редактирования расчетов продолжительности импульса впрыска применяется информация о наличии кислорода в выхлопных газах, которую выдает управляющий датчик кислорода (лямбда зонд) ВАЗ 2113, 2114, 2115

Чувствительный элемент управляющего датчика кислорода расположен в потоке отработавших газов. УДК генерирует напряжение, изменяющееся в диапазоне 50...900 мВ. Это выходное напряжение зависит от наличия или отсутствия кислорода в отработавших газах и от температуры чувствительного элемента управляющего лямбда зонда.

Когда управляющий датчик кислорода ВАЗ 2113, 2114, 2115 холодный, то выходной импульс датчика отсутствует, поскольку в этом состоянии его внутреннее электрическое сопротивление очень большое несколько МОм. По мере нагревания датчика сопротивление падает и появляется способность образовывать выходной импульс.

Для хорошей работы управляющий датчик кислорода обязан иметь температуру не ниже 300oС. Для быстрого нагревания после пуска мотора УДК обеспечен внутренним электрическим нагревателем, которым управляет ЭБУ. Коэффициент заполнения импульсных сигналов управления нагревателем (отношение длительности включенного состояния к периоду следования импульсов) зависит от температуры управляющего датчика кислорода и режима работы мотора.

Когда температура датчика (лямбда зонда) выше 300oС, то в момент перехода через точку стехиометрии, выходящий импульс датчика переключается между низким уровнем (50...200 мВ) и высоким (700...900 мВ). Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), высокий - богатой (отсутствует кислород).

Как работает управляющий датчик кислорода ?

Контроллер падает в цепь управляющего датчика кислорода ВАЗ 2113, 2114, 2115 постоянное опорное напряжение 450 мВ. Когда УДК не прогрет, напруга выходящего импульса датчика располагается в диапазоне 300...600 мВ. Помере нагрева датчика его внутреннее сопротивление уменьшается, и он создает меняющееся напряжение, выходящее за пределы этого диапазона. По изменению напруги ЭБУ определяет, что УДК прогрелся, и его выходящий сигнал может быть применен для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура.

При нормальной работе системы подачи бензина в режиме замкнутого контура выходное напряжение УДК изменяется между низким и высоким уровнями.



Отравление управляющего датчика кислорода

УДК (управляющий датчик кислорода) может быть отравлен путем использования этилированного бензина или применения при сборке вулканизирующихся при комнатной температуре герметиков, содержащих в большом количестве силикон (соединения кремния) с высокой летучестью. Испарения силикона могут попасть в систему вентиляции картера и присутствовать при процессе сгорания. Присутствие соединений свинца или кремния в выхлопных газах может привести к поломке УДК.

Неисправности цепей УДК, дефект датчика, его отравление или не прогретое состояние могут вызвать длительное нахождение напряжения импульса в диапазоне 300...600 мВ. При этом в память ЭБУ занесется соответствующий код неисправности. Управление подачей бензина будет выполняться по разомкнутому контуру.

Если ЭБУ получает сигнал с напругой, свидетельствующим о длительном состоянии обедненности смеси, в его память заносится соответствующий код неисправности (низкий уровень сигнала датчика кислорода). Причиной неисправности может быть замыкание выходной цепи управляющего датчика кислорода ВАЗ 2113, 2114, 2115 на массу, негерметичность системы впуска воздуха или пониженное давление бензина.

Если ЭБУ получает сигнал с напряжением, свидетельствующим о длительном состоянии обогащенности смеси, в его память заносится соответствующий код неисправности (высокий уровень сигнала датчика кислорода). Причиной неисправности может быть замыкание выходной цепи УДК на источник напряжения или повышенное давление бензина в рампе форсунок.

При появлении кодов неисправности датчика кислорода контроллер осуществляет управление топливоподачей в режиме разомкнутого контура.

Схема подключения управляющего датчика кислорода (УДК) ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 1118-3850010-00



Место установки управляющего датчика кислорода

Управляющий датчик кислорода (лямбда зонд) ВАЗ 2114, 2113, 2115 располагается сразу за выпускным коллектором, в начале нейтрализатора. Он вкручивается в резьбовое отверстие

Распиновка управляющего датчика кислорода (УДК) ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 1118-3850010-00

УДК имеет 4 клеммы для подсоединения к жгуту проводов системы управления мотором:

  • Клемма D (желто-синий провод) - выход управляющего сигнала нагревателем УДК;
  • Контакт В (розово-черный провод) - поступление тока "+" 12 В;
  • Клеммы С (коричнево-белый провод) - масса "-";
  • Контакт А (розовый провод) - выходной сигнал управляющего датчика кислорода.


Диагностический датчик кислорода (ДДК)

Зачем нужен диагностический датчик кислорода ?

Для уменьшения концентрации углеводородов, окиси углерода и окислов азота в выхлопных газах используется каталитический нейтрализатор. Он окисляет углеводороды и окись углерода, в результате чего они преобразуются в водяной пар и углекислый газ. Нейтрализатор также восстанавливает азот из окислов азота. ЭБУ следит за окислительно восстановительными свойствами нейтрализатора, анализируя импульс диагностического датчика кислорода, установленного после нейтрализатора.

Принцип работы диагностического датчика кислорода

ДДК (диагностический датчик кислорода) функционирует по тому же принципу, что и УДК. УДК генерирует сигнал, указывающий на присутствие кислорода в отработавших газах на входе в нейтрализатор. Сигнал, генерируемый ДДК (диагностический датчик кислорода ВАЗ 2113, 2114, 2115), указывает на присутствие кислорода в выхлопных газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика кислорода (лямбда зонда) будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика кислорода.

Напруга выходящего импульса прогретого диагностического датчика кислорода при работе в режиме обратной связи, при исправном нейтрализаторе располагается в диапазоне от 590 до 750 мВ.

При появлении неисправности цепей или самого диагностического датчика кислорода контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор, сигнализируя о наличии неполадки.

Место установки диагностического датчика кислорода (ДДК)

Диагностический датчик кислорода ВАЗ 2114, 2113, 2115 устанавливается сразу после нейтрализатора. Он вкручивается в резьбовое гнездо.



Схема подключения диагностического датчика кислорода ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 1118-3850010-00

Диагностический датчик кислорода (ДДК) ВАЗ 2114, 2113, 2115 подключается к жгуту проводов системы управления двигателем в следующем порядке:

  • Клемма А, выходной сигнал ДДК, подсоединяется к контакту 55 контроллера;
  • Контакт С (масса) - к клемме 36 ЭБУ;
  • Клемма D (выход управляющего сигнала нагревателя) подключается к 28 контакту контроллера;
  • Контакт В ("+" 12 В) - к главному реле.

Замена датчика кислорода (лямбда зонда)

Замена датчика кислорода (лямбда зонда) производится в следующей последовательности:

  1. Снимаем клемму минус с аккумулятора, чтобы не повредить электронные схемы ЭБУ;
  2. Снимаем клеммную колодку с лямбда зонда (датчика кислорода);
  3. Ключем на 22 выварачиваем датчик кислорода;
  4. Смазываем резьбу нового лямбда зонда графитовой смазкой;
    ВНИМАНИЕ. С новым датчиком кислорода обращаться осторожно. Не допускать попадания смазки или грязи на колодку жгута проводов датчика и конец корпуса датчика с прорезями.
  5. Закрутить датчик кислорода (ДК) ВАЗ 2113, 2114, 2115 с моментом 25...45 Н.м (вставка сменная 22 из набора типа 811382 ф. “USAG”, ключ моментный).
  6. Подключаем клеммную колодку с жгутом проводов к датчику кислорода;
  7. Одеваем клемму минус на аккумулятор.