Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ-2114-2115-2113
Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2114-2113-2115 - это полупроводниковый прибор, чувствительный элемент которого является термистором, то есть резистором, электрическое сопротивление которого меняется при изменении температуры окружающей среды. Такие полупроводниковые приборы (Термисторы) производят с высоким температурным коэффициентом. Температурный коэффициент может быть отрицательным, тогда такие приборы называются - NTC-термисторы, и положительным - PTC-термисторы или позисторы. Датчик температуры охлаждающей жидкости, марки 2112-3851010, является NTC-термистором, с отрицательным температурным коэффициентом. Это значит, что при повышении температуры охлаждающей жидкости двигателя - сопротивление чувствительного элемента датчика понижается. И естественно, при понижениии температуры движителя, сопротивление прибора повышается.
Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен определять температурное состояние инжекторного двигателя автомобиля, модели 2111, в различное время года, при разных погодных условиях и отсылать свои сведения, преобразуя их в параметры напряжения, в контроллер (ЭБУ). Данные ДТОЖ ЭБУ автомобиля использует для расчета необходимого количества топлива, впрыскиваемого форсунками в цилиндры, при запуске двигателя, а так же для его устойчивой работы на всех режимах функционирования. Сведения, полученные от датчика температуры охлаждающей жидкости, дают возможность ЭБУ определить температуру движка и используя программу рассчитать необходимое количество топлива, нужное для подачи форсунками в цилиндры,а также для включения электровентилятора системы охлаждения двигателя. .При неисправности ДТОЖ электронный блок управления (Контроллер) переводит систему управления движком (ЭСУД) на резервный режим работы.
ЭБУ посылает на сенсор тепла остужающего раствора модели 2112-3851010 напругу потребления 5 В сквозь резистор с устойчивым электросопротивлением, размещенным в глубине компьютера. По изменению напруги на датчике температуре ЭБУ определяет степень нагретости охолаживающего раствора движителя. Понижение вольтажа сравнительно большое на охложденном движке и маленькое на горячем. Степень теплоты остужающей автожидкости применяется в большей части опций руководства движителем.
Если появляется поломка соединений сенсора теплоты охолаживающего раствора компьютер вносит ее в свою память код 14 или 15, подключает сигнальную лампочку «CHECK ENGINE», оповещая о присутствии поломки. При этом компьтер определяет размер тепла охолаживающей влаги по продолжительности деятельности движка.
Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2114-2113-2115 имеет каталожное обозначение - 2112-3851010.
- Первые четыри цифры в обозначении датчика, до тире, означают базовый двигатель - ВАЗ 2112;
- Первые две цифры после тире означают номер группы - 38 - Приборы;
- Третья и четвертая цифры семизначного номера после тире означают номер подгруппы - 51 - датчик температуры охлаждающей жидкости;
- Последние три цифры семизначного номера - 010 - означают порядковый номер детали
- Последние две цифры после второго тире означают взаимозаменяемость детали. От 2112-3851010 до 2112-3851010-9 - взаимозаменяемые детали. От 2112-3851010-10 до 2112-3851010-19 - взаимозаменяемые детали, но не взаимозаменяемые с деталями от 2112-3851010 до 2112-3851010-9. И так далее
Датчик температуры установлен в потоке охлаждающей жидкости двигателя, на отводящем патрубке охлаждающей рубашки, на головке цилиндров.
Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, 2113, 2115 состоит из медного цилиндра, имеющей форму усеченного конуса. В верхней части конуса расположена резьба М19. Под ней имеется канавка для уплотнительной прокладки. Внутри медного корпуса расположен чувствительный полупроводниковый элемент - резистор с отрицательным температурным коэффициентом, NTC-термистор. На верху ДТОЖ расположен разьем с двумя клемами.
Технические характеристики датчика температуры модели 2112-3851010-05
Наименование технической характеристики ДТОЖ |
Показатель характеристики |
---|---|
Диапазон рабочих температур, С | - 40o… +150o |
Вибрация в диапазоне частот, Гц | 20 ... 1 000 |
с ускорением, g | 40±15 |
90%-ная наработка до отказа | не менее 3 000 моточасов работы двигателя |
Аналогами датчика температуры, модели 2112-3851010, являются следующие датчики:
- Fenox TSN22112O7 - 2112-0385101-000, 2112-0385101-081;
- PEKAR - 2112-3851010;
- LUZAR - 23.3828;
- STARTVOLT - LS 01012;
- АвтоТрейд - 423.3828;
- АО «Автоэлектроника» - 51.3828;
- Датчик температуры охлаждающей жидкости ДТ-213
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) подключается прямо к контроллеру. Для этого у него на корпусе имеется двухконтактная клеммная колодка. Клемма 1 ДТОЖ подключается с помощью провода к контакту 35 ЭБУ. Это электронная масса датчика температуры. А клемма 2 подсоединяется через провод к контакту 39 контроллера. Сюда приходит сигнал от датчика температуры.
Датчик температуры имеет прямую зависимость своего сопротивления от температуры окружающей среды.
Обозначение контрольных точек | Температура, С | Сопротивление (R) датчика температуры охлаждающей жидкости, кОм |
||
---|---|---|---|---|
мин. | нор. | мак. | ||
КТ1 | -40o | 83,8 | 100,7 | 117,7 |
КТ2 | 15o | 4,03 | 4,4 | 4,8 |
КТ3 | 80o | 0,31 | 0,332 | 0,4 |
КТ4 | 128o | 0,08 | 0,1 | 0,09 |
КТ5 | 150o | 0,043 | 0,05 | 0,05 |
У датчика темпераутры имеются характерные признаки неисправности, которые проявляются при работе мотора.
- Плохой запуск холодного и горячего двигателя (троение, долгий запуск);
- Подключение вентилятора охлаждение мотора при теплом двигателе;
- Не корректная работа силового агрегата на холостом ходу;
- Увеличенное потребление бензина на рабочих режимах;
- Появление черного дыма из выхлопной трубы;
- Ухудшение ездовых характеристик автомобиля.
Первичная диагностика неисправности датчика температуры проводится программой самодиагностики, заложенной в контроллер авто. При определенных неисправностях, возникающих с датчиком температуры, прогармма самодиагностики определяет код ошибки данной неисправности и заносит его в память ЭБУ. При этом контроллер включает сигнальную лампу неисправности.
Код ошибки Р0116 - в цепи ДТОЖ сигнал вышел из допустимого предела.
Код Р0116 записывается в память ЭБУ, если: 1 - мотор работает ; 2 - определенная температура превосходит измеренную на размер порога. При этом лампа неисправностей вспыхивает через 2 драйв-цикла после образования кода неисправности.
При возникновении данной неисправности необходимо выполнить следущие действия: 1. Проверяется исправность линии выходного импульса датчика; 2 Контролируется цепь массы датчика; 3. Определяется возможная причина образования кода неисправности измерителя или системы охлаждения мотора.
Работы выполняются по определенной схеме.
Код ошибки P0117 - в линии датчика температуры низкий уровень сигнала.
Код Р0117 заносится в память контроллера при возникновении следующих условий: 1. двигатель работает; 2. напряжение импульса датчика меньше порога. В этом случаи сигнализатор поломки загорается через 2 драйв-цикла после образования кода повреждения.
После образования данной неисправности нужно проверить линию сигнала сенсора на наличие поврежденной проводки и замыкания на корпус. Работы производятся по определенной схеме.
Код ошибки Р0118 - в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), большой уровень импульса. Данный код неисправности вводится в память ЭБУ, ес ли: 1. движок работает; 2. напруга сигнала датчика температуры больше порога. При этом лампочка сигнализатор неисправностей вспыхивается через 2 драйв-цикла после образования кода поломки.
При возникновении данной неисправности нужно сначала смоделировать условия кода ошибки Р0117 - большая температура и низкое сопротивление датчика. Если ЭБУ получает импульс низкого напряжения (большая температура), а диагностический прибор определяет 135 °С и выше, то контроллер и линия датчика температуры исправны. Далее проверяется цепочка сигнала сенсора на обрыв. Затем при отключенном датчике напруга между контактами “1” и “2” колодки жгута к ДТОЖ обязано быть около +5 В.
Работы нужно проводить по данной схеме:
Проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на авто ВАЗ-2114-2115-2113 можно двумя способами:
- На двигателе (Не выкручивая ДТОЖ);
- Сняв датчик температуры с мотора.
Проверка датчика температуры на моторе выполняется в следующей последовательности:
- На холодном двигателе измеряется, с помощью тестора, сопротивление сенсора. Температура окружающей среды равняется температуре воздуха на улице.
- Полученные данные сравниваются с таблицей контрольных данных:
Температура oC Сопротивление, Ом 100 177 80 332 60 667 40 1459 20 3520 0 9420 -20 28680 -40 100700 - После этого нагревается мотор примерно до 50 oC
- Затем снова измеряется сопротивление датчика температуры и сравнивается с контрольными данными;
- После этого мотор прогревается до рабочей температуры;
- Снова измеряется сопротивление ДТОЖ и сравнивается с контрольными данными из таблицы;
- Если данные, полученные путем измерения резко отличаются от контрольных параметро, то датчик температуры испорчен и его нужно менять.
Проверка датчика температуры снятом с мотора производится следующим способом:
- Для проверки сенсора используется устройство, изображенное на рисунке внизу:
- Измеряется сопротивление датчика температуры тестером при комнатной температуре;
- Далее нагревается жидкость в сосуде до 40 oC;
- Затем снова производится замер сопротивления датчика;
- После этого нагревается сосуд до 80 oC;
- Производится снова замер тестером сопротивление ДТОЖ;
- Полученные данные сопротивления датчика сравниваются с контрольными параметрами, размещенными вверху в таблице;
- Если измеренные параметры сопротивления датчика температуры сильно не совпадают с контрольными, значит сенсор неисправен. Он подлежит замене на новый.
Замена датчика температуры выполняется в следующей последовательности:
- Снимается клемма минус с аккумулятора;
- Демонтируем контактную колодку с датчика температуры
- Укладываем рядом с местом замены старого датчика новый;
- Ключем на 19 откручиваем ДТОЖ
- Быстро меняем старый датчик на новый, приготовленный заранее. При этом вытечет немного охлаждающей жидкости. Это не кретично.
- Вкручиваем новый датчик температуры с усилием 9-15 Н.м;
- Одеваем на датчик контактную колодку;
- Устанавливаем клемму минус на аккумулятор.