Датчики ВАЗ-2107
Содержание:
- Датчик температуры
- Датчик расхода воздуха
- Датчик коленвала
- Датчик положения дроссельной заслонки
- Датчик концентрации кислорода
- Датчик скорости автомобиля типа 2109-3843010-00
- Расположение датчиков на схеме ЭСУД с контроллером 21067-1411020-21 (21067-1411020-22)
- Размещение датчиков под капотом
Датчик температуры
Датчик температуры охлаждающей жидкости является полупроводниковым устройством. Его ощущаемый элемент евляется термистором (резистором). Когда меняется температура окружающей среды сопротивление датчика температуры меняется. ДТОЖ изготовлен с отрицательным коэффициентом (NTC-термистор). При увеличении температуры окружающей среды его сопротивление снижается, а при снижении температуры окружающей среды - сопротивление повышается.
Датчик температуры охлаждающей жидкости, согласно каталогу ВАЗ, имеет обозначение - 2112-3851010-00, 2112-3851010-05
ДТОЖ обладает обратным коэффициентом зависимости температуры окружающей среды к величине сопротивления ощущаемого элемента прибора. При росте температуры окружающей среды сопротивление датчика снижается.
Температура среды, oС |
Сопротивление, Ом |
---|---|
- 40 |
100700 |
- 30 |
52700 |
- 20 |
28680 |
- 15 |
21450 |
- 10 |
16180 |
- 5 |
12300 |
0 |
9420 |
+ 5 |
7280 |
+ 10 |
5670 |
+ 15 |
4450 |
+ 20 |
3520 |
+ 25 |
2796 |
+ 30 |
2238 |
+ 40 |
1459 |
+ 45 |
1188 |
+ 50 |
973 |
+ 60 |
667 |
+ 70 |
467 |
+ 80 |
332 |
+ 90 |
241 |
+ 100 |
177 |
ДТОЖ подсоединяется непосредственно к контроллеру управления мотором. У него на корпусе есть 2-х контактная клеммная колодка. Контакт 1 при помощи провода подсоединяется к контакту 35 ЭБУ. Контакт 2 подсоединяется проводом к клемме 39 контроллера.
Для подключения датчика температуры к ЭСУД двигателя 2104 у него на корпусе есть двухконтактная клеммная колодка. Клемма "А" подключается к контакту 30 ЭБУ. Это масса датчика температуры. Клемма "В" подключается к контакту 45 контроллера. Сюда поступает сигнал датчика температуры.
Датчик температуры типа 21120-3851010-00 имеет аналоги: 21120-3851010-02; 21120-3851010-05.
Датчик температуры охлаждающей жидкости вкручен в резьбовое отверстие отводящего патрубка рубашки охлаждения движка на гбц.
Датчик температуры может иметь вероятные признаки неисправности:
- Движок плохо запускается, особенно в холодную погоду;
- Р0116 - Выход сигнала цепи датчика температуры из допустимых рамок;
- Р0117 - Низкий размер сигнала нити измерителя температуры;
- Р0118 - Высокий уровень сигнала цепи датчика температуры.
Проверку датчика температуры охлаждающей жидкости типа 21120-3851010 производится на холодном движке. Ее выполняем в следующей последовательности:
- Выключает зажигание;
- Производим демонтаж рукава подвода воздуха от дроссельной заслонки;
- Снимаем клеммную колодку с датчика температуры
- Подключаем зажигание и тестером измеряем напряжение между клеммами колодки проводов. Оно должно равняться 4,8–5,2 Вольт.
- Выкручиваем датчик температуры из гнезда. При этом, для предотвращения вытекания тосола, закручиваем в это гнездо любой старый датчик температуры.
- Размещаем ДТОЖ в сосуде с водой.
- Подогреваем сосуд с водой и измеряем мультиметром сопротивление датчика температуры при разных температурах жидкости. Температуру воды контролируем термометром.
- Сравниваем полученные данные с контрольными в таблице, размещенной в этом разделе.
- Если полученные опытным путем данные совпадают с контрольными - значит датчик температуры охлаждающей жидкости исправен. Если не совпадают - значит датчик температуры необходимо менять на исправный.
Замену датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) на инжекторном двигателе производим в следующей последовательности
- Все операции выполняем на холодном моторе;
- Отключаем зажигание;
- Снимаем с корпуса дроссельной заслонки гофру подводящую воздух
- Демонтируем клеммную колодку с датчика температуры
- Приготавливаем новый ДТОЖ и укладываем его рядом с местом проведения работ;
- Выкручиваем старый измеритель температуры
- Берем новый датчик температуры охлаждающей жидкости и вкручиваем его в резьбовое гнездо;
- Надеваем на ДТОЖ контактную колодку;
- Устанавливаем на место рукав подвода воздуха к дроссельному узлу.
Датчик расхода воздуха
В электронной системе управления двигателем используется датчик массового расхода воздуха термоанемометрического типа. Он смолнтирован посреди воздушного фильтра и шланга впускной тр/убы.
Смгнал ДМРВ - это напруга постоянного тока, параметр которого зависит от размера и направления движения воздуха, проходящего сквозь ДМРВ. При прямом течении воздуха напряжение выходного сигнала измерителя меняется в пределе 1...5 В. При обратном течении воздуха напруга выходящего сигнала датчика массового расхода врздуха изменяется в пределах 0...1 В. Диагностическое устройство определяет показания датчика как объем воздуха в килограммах в час.
При возникновении неисправности цепи дмрв контроллер записывает в свою память ее код и подключает лампу неисправности. При этом контроллер определяет параметры массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной задвижки.
Датчик массового расхода воздуха, согласно каталогу ВАЗ, имеет следующий артикул:
- Для двигателя 21067 - 2104-1130010-00;
- Для мотора 2104 - 21083-1130010-10.
ДМРВ двигателя 21067 подсоединяется непосредственно к контроллеру электронной системы управления двигателем. У него на корпусе есть 5-ти контактная контактная колодка. Контакт 1 ДМРВ подсоединяется проводом к главному реле. Контакт 2 датчика подсоединяется к клемме 33. От нее поступает электропитание на датчик. Контакт 3 сенсора воздуха подключается к контакту 37 контроллера. Сюда приходит сигнал от датчика массового расхода. Контакт 4 измерителя воздуха проводом подключается к клемме 40 контроллера. Сюда поступает сигнал от датчик температуры воздуха. И контакт 5 через провод подключается к клемме 36 ЭБУ. Это электронная масса ДМРВ.
Для подсоединения ДМРВ к ЭСУД мотора 2104 у него на корпусе расположена 5-ти контактная клеммная колодка. Клемма 1 не задействована. Клемма 2 подключается к главному реле. Клемма 3 соединяется с контактом 30 контроллера. Это выход массы датчика массового расхода. Клемма 4 подключается к контакту 12 ЭБУ. Отсюда уходит питание для ДМРВ. Клемма 5 соединяется с контактом 7 контроллера. Сюда приходит сигнал от датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
Датчик массового расхода воздуха расположен между корпусом воздушного фильтра и рукавом подвода воздуха к корпусу воздушной задвижки.
Датчик массового расхода воздуха может иметь вероятные признаки неисправности:
- Плохой запуск мотор;
- Уменьшенная мощность двигателя;
- Увеличенный расход горючего;
- Увеличилась концентрация СО в отработанных газах;
- Р0102 - Низкий уровень сигнала цепи ДМРВ;
- Р0103 - Высокий уровень сигнала цепи датчика массового расхода воздуха;
- Низкий уровень сигнала цепи датчика температуры впускного воздуха;
- Высокий уровень сигнала цепи датчика температуры впускного воздуха.
Замена датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) производится в следующем порядке:
- Отключаем зажигание;
- Снимаем клеммную колодку проводов с ДМРВ.
- Крестовой отверткой ослабляем затяжку хомута крепления рукава подвода воздуха;
- Снимаем рукав подвода воздуха к датчику расхода воздуха
- Ключом «на 10» откручиваем 2 болта крепления датчика к крышке корпуса воздушного фильтра.
- Демонтируем датчик массового расхода воздуха
- Для cмены уплотнительного кольца ДМРВ вынимаем кольцо из отверстия в корпусе воздушного фильтра.
- Перед монтажом нового датчика массового расхода воздуха насаживаем на датчик уплотнительное кольцо.
- Вставляем ДМРВ в корпус воздушного фильтра и крепим 2 болтиками
- Подсоединяем к датчику рукав подачи воздуха
- Насаживаем клеммную колодку на ДМРВ
Датчик коленвала
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) выдает ЭБУ информацию об угловом состоянии и частоте вращения коленвала. Датчик представляет собой катушку индуктивности; она отзывается на прохождение зубьев шкива коленчатого вала вблизи сердечника датчика. Два соседних зуба на шкиве удалены и образуют впадину. При ее прохождении датчик создает так называемый опорный сигнал синхронизации при каждом повороте коленчатого вала. Установочный зазор между сердечником датчика и зубьями шкива составляет 1,0+0,2 мм.
Работа движка с сломанным ДПКВ невозможна. Данный датчик ремонту не подлежит. При выходе из строя датчика коленвала или его цепей соединения движок перестает работать и вспыхивает сигнальная лампа «СНЕСК ЕМСМЕ». При его поломке - меняется.
ДПКВ, согласно каталога ВАЗ, имеет следующее обозначение (артикул):
- По классификации Автоваза - 2112-3847010-00, 2112-3847010-00;
- По классификации завода производителя - 191.3847.
ДПКВ "1" состоит из пластмассовой цилиндрической оболочки, внутри которой расположена обмотка "В". В центре обмотки размещен магнитный сердечник "Б" с постоянным магнитом "А". На конце сенсора есть 2-х контактный разъем, с его помощью он подключается к ЭБУ. Около клеммного разъема расположен фланец, с его помощью датчик подсоединяется к приливу кронштейна крышки привода распределительного вала.
Датчик положения коленчатого вала подключается прямо к контроллеру, для этого у него на корпусе есть 2-х контактная контактная колодка. Клемма "А" датчика коленвала подключается проводом с контактом "15" контроллера. Клемма "В" подсоединяется проводом к контакту 34 ЭБУ. Для предупреждения влияния электрических помех на провода дпкв, они вложены в экранированную оболочку. Она подключается к массе.
Для подключения датчика коленвала к ЭСУД с мотором 2104 у датчика имеется 2-х контактная клеммная колодка. Клемма "А" соединяется с контактом 49 контроллера. Сюда приходит высокий уровень сигнала джатчика. Клемма "В"подключается к контакту 48 ЭБУ. Сюда приходит низкий сигнал сенсора коленвала. Для предотвращения влияния электрических помех на сигналы датчика коленвала его провода заключены в экранирующую оболочку. Экран подключается к контакту 19 ЭБУ. Это логическое заземление.
Датчик положения коленчатого вала установлен в отверстии прилива кронштейна, крышки привода распределительного вала.
Для проверки ДПКВ снимаем контактную колодку с любой форсунки. К этой колодки подключается лампочка на 12 В. Снимаем высоковольтный провод с свечи поджигания этого же цилиндра. Подсоединяем к нему наконечник и запасную свечку поджигания. Проворачиваем движок стартером. Если при этом не вспыхивает лампа и на свече зажжения нет искры - значит испорчен датчик коленчатого вала или повреждены его цепи подключения.
При подключении клемм датчика коленвала к мультиметру сопротивление исправного датчика должно быть 550 - 750 Ом.
У датчика положения коленчатого вала вероятны следующие признаки неисправности:
- Мотор не заводится;
- Движок глохнет на ходу;
- Р1301 (Р1302, Р1303, Р1304) - Обнаружены пропуски воспламенения, отключена топливоподача в неработающих цилиндрах;
- Р0335 - Линия сенсора расположения коленвала неисправна;
- Р0336 - Цепочка датчика коленвала, выход импульса из разрешенного диапазона;
Замену датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) на моторе выполняем в следующей последовательности
- Отключаем зажигание;
- Снимаем клеммную колодку с ДПКВ
- Отвинчиваем крестообразной отверткой винт крепления датчика коленвала
- Вытаскиваем ДПКВ из посадочного отверстия в приливе крышки привода распределительного вала
- Меняем испорченный датчик коленвала на новый;
- Вставляем новый ДПКВ в его посадочное отверстие в приливе крышки привода распредвала;
- Закручиваем винт, крепящий датчик положения коленчатого вала;
- Одеваем на датчик коленвала клеммную колодку.
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) - это резистор потенциометрического вида, на одну из клемм которого подается опорное напряжение 5 В с контроллера, а на другой минус с ЭБУ. С контакта, соединенного с подвижным контактом потенциометра, подается выходной сигнал датчика дроссельной заслонки на ЭБУ. При движении педали газа вал дроссельной задвижки передает свое вращательное движение на ДПДЗ, вызывая изменение напряжения выходящего импульса датчика дроссельной заслонки. При закрытой дроссельной заслонки выходящий всплеск ДПДЗ должен располагаться в рамках 0,3...0,7 В. При открывании воздушной заслонки выходной импульс возрастает, и при открытии дроссельной задвижки на 76...81 % по диагностическому прибору, выходная напруга должна составлять 4,05...4,75 В. Измеряя выходное напряжение сигнала датчика дроссельной заслонки, контроллер определяет текущее состояние воздушной заслонки.
Данные о состоянии дроссельной задвижки необходимы ЭБУ для расчета угла опережения поджигания, продолжительности импульсов подачи горючего и состояния регулятора холостого хода. Определяя изменение напряжения на клеммах ДПДЗ, контроллер определяет, открывается дроссельная задвижка или закрывается. Контроллер воспринимает быстро возрастающее напряжение импульса датчика дроссельной задвижки как условие растущей потребности в бензине и необходимости повысить длительность импульсов впрыска бензхина. ДПДЗ не регулируется. ЭБУ использует самое низкое напряжение импульса датчика воздушной задвижки во время холостого хода в качестве точки отсчета (0% открытия дроссельной заслонки). Поломка или ослабление крепления датчика дроссельной задвижки могут стимулировать неважную работу холостого хода мотора, т.к. контроллер не будет получать сигнал о перемещении воздушной заслонки.
При возникновении неисправности соединений ДПДЗ ЭБУ записывает в свою память ее код и включает сигнальную лампу напанели приборов. Когда это происходит, контроллер определяет значения положения воздушного затвора по частоте вращения коленчатого вала и массовому объему воздуха.
Датчик положения дроссельной заслонки, согласно каталогу ВАЗ, имеет следующее артикул - 2112-1148200-00
ДПДЗ подключается напрямую к контроллеру ЭСУД движка. У него для этого на корпусе есть 3-х контактная клеммная колодка. Контакт "1" подклю.чается с помощью провода к клемме 17 контроллера (Электронная масса ДПДЗ). Контакт два подключается к клемме шестнадцать контроллера. Это вход импульса от ДПДЗ. Контакт 3 соединяется проводом с клеммой 32 контроллера. Отсюда выходит импульс электрического питания датчика воздушной задвижки.
Для подключения датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) на моторе 2104 у датчика имеется 3-х контактная клеммная колодка. Контакт "А" ДПДЗ соединяется с клеммой 12 ЭБУ. Отсюда поступает напряжение питания датчика дроссельной заслонки (ДДЗ). Контакт "В" сенсора подключается к клемме 30 контроллера. Это масса датчика. Контакт "С" ДДЗ соединяется с клеммой 53 ЭБУ. Сюда приходит сигнал от датчика дроссельной заслонки.
При расположении датчик положения дроссельной заслонки фланцем вниз, а контактной колодкой вперед,то клеммы будут иметь следующий смысл: левая верхняя клемма это масса; правая верхняя клемма - электропитание датчика ("+" 12 В); нижняя клемма это выход импульса датчика.
Датчик дроссельной задвижки установлен сбоку на дроссельном патрубке напротив рычажка управления дроссельной заслонкой
Датчик дроссельной задвижки может иметь вероятные признаки неисправности:
- Рост частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу;
- Плавающие обороты движка на холостом ходу;
- Р0121 - Выход сигнала цепи датчика дроссельной задвижки из допустимого предела:
- Р0122 - Низкий параметр сигнала линии соединения ДПДЗ;
- Р0123 - Увеличенный уровень сигнала цепи датчика воздушной заслонки.
Проверка датчика воздушной задвижки может производиться несколькими способами:
Данная процедура производится с использованием мультиметра в режиме вольтметра или диагностического устройства.
Проверка датчика дроссельной задвижки с использованием вольтметра производится в следующей последовательности:
- Отключаем клеммную колодку от датчика дроссельной задвижки;
- Подключаем мультиметр в режим вольтметра для измерения постоянного напряжения;
- Минусовый щуп вольтметра подключаем к массе движка
- Положительный щуп мультиметра подсоединяем к клемме "А" контактной колодки ДПДЗ. Обозначение клемм нанесено на контактную колодку.
- Подключаем зажигание;
- Измеряем напругу на контакте "А". Она должно быть в районе 5В. Если напруга не подается на контакт или меньше 5В, значит неисправна соединительная линия или контроллер;
- Соединяем клеммную колодку с датчиком дроссельной заслонки;
- Вставляем иглу в выходящий контакт датчика дроссельной заслонки клеммной колодки;
- Измеряем напряжение мультиметром между выходящим контактом датчика воздушной заслонки и массой движка. При подключенном зажигании и закрытой дроссельной задвижке выходная напруга датчика обязана быть 0,3... 0,7 В. Затем медленно открываем воздушную заслонку - выходящее напряжение датчика при этом обязано возрасти до 4,1...5 В. Но если оно выходит за рамки диапазонов - значит нужно заменить датчик дроссельной задвижки.
Замена датчика положения дроссельной задвижки производится в следующей последовательности:
- Снимаем контакт минус с аккумулятора;
- Снимаем клеммную колодку от датчика положения дроссельной заслонки
- Отварачиваем крестовой отверткой два винта крепежа датчика положения дроссельной задвижки
- Снимаем датчик дроссельной заслонки (ДДЗ)
-
Снимаем поролоновое кольцо под датчиком дроссельной заслонки
- Насаживаем на вал дроссельной задвижки паролоновое кольцо;
- Одеваем ДПДЗ на ось привода воздушной задвижки. Воздушная заслонка должна быть закрыта;
- Вкручиваем винты крепежа датчика дроссельной заслонки;
- Открываем дроссельную задвижку, поворачивая сектор ее привода до упора. Если это зделать невозможно, то ДПДЗ смонтирован не так. Следует датчик дроссельной задвижки переустановить;
- Подсоединяем к датчику контактную колодку жгута проводов.
Датчик концентрации кислорода
Датчик концентрации кислорода (ДКК) (лямбда-зонд) смонтирован в приемной трубе системы выпуска выхлопных газов.
Кислород, находящийся в выхлопных газах, образует разность потенциалов на выходе ДКК, меняющуюся от 0,1В (много кислорода - бедная смесь) до 0,9В (мало кислорода — богатая смесь). По импульсу от датчика кислорода ЭБУ корректирует подачу горючего форсунками в цилиндры, так чтобы состав выхлопных газов был оптимальным для нормальной работы нейтрализатора (напруга кислородного измерителя около 0,5 В). Для хорошей работы лямбда зонд обязан иметь температуру не менее 360 °С, поэтому для скорейшего прогрева после пуска двигжка в ДКК вмонтирован нагреватель. ЭБУ постоянно выдает в цепь лмбда зонда стабилизированную опорную напругу 0,45+0,10 В. Пока датчик кислорода не нагрелся, опорное напряжение остается неизменным. При этом ЭБУ управляет системой впрыска, не учитывая напругу на измерителе кислорода. Но как только лямбда зонд прогреется, он начинает менять опорное напряжение. Тогда контроллер выключает нагрев датчика и начинает учитывать импульс измерителя кислорода. При выходе из строя ДКК или его линий соединения вспыхивает сигнальная лампа «СНЕСК ЕМСМЕ».
Датчик кислорода, согласно каталдогу ВАЗ, имеет обозначение - 21074-3850010-00
При дефектах жгута, колодки или штекеров лямбда зонда, его нужно менять. Ремонт жгута, колодки или клеммных колодок не производится. Для нормального функционирования датчик кислорода должен связываться с атмосферным воздухом. Взаимодействие с атмосферным воздухом выполняется воздушными зазорами проводов датчика. Попытка поменять провода, клеммные колодки или штекеры может вызвать нарушение взаимодействия с окружающим воздухом и усугублению работы ДКК.
При обслуживании датчика концентрации кислорода нужно соблюдать следующие правила:
- Не допускается попадание жидкости для очистки контактов или других материалов на датчик кислорода или клеммные колодки жгутов. Эти материалы могут проникнуть в датчик кислорода и вызвать нарушение его работы. Кроме этого, не допускаются порчи изоляции проводов, приводящие к их оголению.
- Нельзя сильно гнуть или крутить жгут лямбда зонда и подсоединяемый к нему жгут проводов системы впрыска. Это ухудшит поступление окружающего воздуха к ДКК.
- Для исключения повреждения в результате попадания воды необходимо не допускать порчи уплотнения на периферии клеммной колодки жгута системы управления.
Датчик концентрации кислорода состоит из:
- Выходящего провода;
- Клеммы нагревателя;
- Оболочка датчика;
- Керамический элемент с платиновой сеткой;
- Защитная крышка с прорезями;
- Контактная пластина;
- Изоляционная втулка;
- Подогреватель.
Датчик кислорода, согласно каталога ВАЗ, имеет следующее обозначение:
- Для двигателя 2104 - 2112-3850010-20;
- Для мотора 21067-20 - 21074-3850010-00.
Управляющий датчик концентрации кислорода (УДКК) подключается прямо к ЭБУ электронной системы управления двигателем (ЭСУД). У него на корпусе есть 4-х контактная колодка. Контакт В лмбда зонда проводом подключается к главному реле. Контакт D подсоединяется к клемме 48 контроллера. Отсюда уходит импульс управления нагревателем датчика кислорода. Контакт С через провод подсоединяется с клеммой 36 ЭБУ. Это электронная масса датчика кислолрода. Контакт А через провод подсоединяется к клемме 18 контроллера. Сюда поступает импульс от лямбда зонда.
Для подключения датчика концентрации кислорода (ДКК) автомобиля на двигателе 2104 у датчика имеется 4-х контактная клеммная колодка. Контакт "А" измерителя кислорода соединяется с клеммой 28 ЭБУ. Сюда поступает сигнал от датчика кислорода. Контакт "С" подключается к клемме 10 ЭБУ. Это масса сенсора кислорода. Контакт "D" соединяется с клеммой 15 контроллера. Это выход нагревателя датчика кислорода. Контакт "В" подключается к главному реле.
Управляющий датчик кислорода установлен в приемной трубе системы выпуска выхлопных газов.
Если разместить контактную колодку управляющего датчика концентрации кислорода (УДКК) к смотрящему одним выступом вверх, то клеммы будут иметь следующую нумерацию: Контакт А это выход импульса ДКК; Контакт В верхняя справа - это "+" 12 В от главной релюшки; Контакт D нижняя левая - это импульс ЭБУ по управлению нагревателем датчика; Контакт С нижняя правая - это масса датчика кислорода.
Датчик концентрации кислорода может иметь вероятные признаки неисправности:
- Черный налет на лябда зонде - богатая топливная смесь;
- На ДКК белый налет (похожий на мел) порошка - измеритель кислорода "отравлен" кремнием, при использовании силикона при ремонте;
- На датчике песок белого или зеленого цвета - лямбда зонд "отравлен" антифризом из структуры охлаждения;
- На датчике отложения темно-коричневого оттенка - в отработанных газах очень много масла из-за выработки поршневых колец или порчи системы вентиляции масляного картера;
- Р0030 - Обрыв линии управления нагревателем датчика кислорода до катализатора;
- Р0031 - Замыкание цепи нагревателя измерителя кислорода до катализатора - контролер на корпус ;
- Р0032 - Замыкание линии соединения управления нагревателя датчика кислорода до нейтрализатора на бортовую сеть;
- Р0036 - Разрыв цепи управления нагревателя лямбда зонда после катализатора;
- Р0037 - Замыкание цепочки регулирования нагревателя ДК после катализатора на корпус;
- Р0038 - Соединение цепи управления нагревателем измерителя кислорода за катализатором на бортовую сеть;
- Р0130 - ДКК до катализатора сломан;
- Р0131 - Низкий уровень выходящего сигнала цепи датчика кислорода до нейтрализатора;
- Р0132 - Увеличен размер выходного импульса цепи ДК до катализатора;
- Р0133 - Медленный ответ на изменение объема смеси цепи лямбда зонда до катализатора;
- Р0134 - Цепь лямбда зонда до нейтрализатора неактивна;
Работа по замене датчика концентрации кислорода провоизводится на смотровой канаве или эстакаде. Процесс производится в следующей последовательности
- Отключаем зажигание;
- В моторном отделении отключаем клеммную колодку жгута проводов датчика кислорода от колодки жгута проводов системы управления;
- Снизу легковушки вытаскиваем пластмассовый держатель жгута проводов измерителя кислорода из кронштейна на картере сцепления;
- Ключем на "22" выкручиваем датчик кислорода
- Извлекаем измеритель кислорода из посадочного отверстия
Соединение датчика кислорода и приемной трубы уплотняется металлическим кольцом.
- Производим замену датчика концентрации кислорода
- Вставляем измеритель кислорода в посадочное гнездо. Уплотняем его сочленение с приемной трубой металлическим кольцом
- Затягиваем датчик кислорода ключем на 22 с моментом 30—45 Н.м.
- Снизу автомобиля монтируем пластмассовый держатель жгута проводов датчика кислорода в кронштейн на картере сцепления;
- В моторном отсеке подсоединяем колодку жгута проводов датчика концентрации кислорода к колодке жгута проводов системы управления;
Датчик скорости автомобиля типа 2109-3843010-00
Принцип действия датчика скорости основан на эффекте Холла. Измеритель выдает ЭБУ прямоугольные сигналы напруги (нижний предел - не больше 1В, верхний — не меньше 5В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. По импульсам датчика скорости ЭБУ выключает впрыск горючего на режиме принудительного холостого хода - торможение движком с полностью закрытой воздушной задвижкой.
При повреждении линий соединений датчика скорости автомобиля (ДСА) эбу записывает в свою память ее код и подключает лампу сигнализатор.
Датчик скорости, согласно каталогу ВАЗ, имеет следующее обозначение:
- Для двигателя 21067-20 - 2109-3843010-00;
- Для мотора 2104 - 2110-3843010-10.
Измеритель скорости монтируется на коробке передач.
ДСА подключается к ЭБУ. Для этого у него на оболочке есть 3-х контактная клеммная колодка. Контакт 1 подсоединяется проводом к главному реле. Контакт 2 подсоединяется проводом к клемме 59 контроллера. Сюда поступает импульс от датчика скорости. Контакт 3 датчика скорости с использованием провода подключается к массе.
Для подключения датчика скорости автомобиля (ДСА) с мотором 2104 к ЭСУД у его есть трехконтактная клеммная колодка. Клемма 1 датчика соединяется с главным реле. Контакт 2 ДСА подключается к клемме 9 контроллера. Сюда поступает сигнал от датчика скорости. Клемма 3 измерителя скорости подключается к массе.
Если разместить контактную колодку датчика скорости к смотрящему и 2-мя выступами вверх, то клеммы будут иметь следующую нумерацию: Левая клемма "+" от главной релюшки; Средняя клемма - это выход импульса ДСА; Правая клемма - это масса.
Датчик скорости автомобиля может иметь вероятные признаки неисправности:
- Р0500 - Датчик скорости неисправен;
Все действия производим на смотровой канаве или эстакаде. Работу выполняем в следующей последовательности.
- Отключаем зажигание. Нажав на пружинный фиксатор;
- Разъединяем клеммную колодку проводов измерителя скорости от колодки жгута проводов электронной системы управления двигателем (ЭСУД)
- Откручиваем накидную гайку троса спидометра и отсоединяем трос
- Ключем на 22 ослабляем затяжку датчика и рукой его отвинчиваем
- Производим замену датчика скорости
- Вставляем датчик скорости в посадочное гнездо. При этом хвостовик (квадратного се-
чения) вала датчика обязан зайти в отверстие вала редуктора. Затягиваем датчик скорости ключем.
- Подключаем вал спидометра. При этом хвостовик троса привода спидометра должен войти в отверстие вала датчика скорости.
- Подключаем клеммную колодку датчика скорости к жгуту проводов ЭСУД
Расположение датчиков на схеме ЭСУД с контроллером 21067-1411020-21 (21067-1411020-22)
ЭСУД - электронная система управления двигателем.
Наименование устройств, обозначенных на схеме:
- ЭБУ;
- Датчик кислорода диагностический;
- Колодки жгута структуры поджигания и жгута правого бразговика;
- Клеммная колодка жгута структуры зажжения к жгуту заднему;
- Датчик концентрации кислорода управляющий;
- Клеммная колодка жгута заднего к жгуту системы зажжения;
- Электрический бензонасос;
- Диагностическая колодка;
- Датчик скорости;
- Регулятор холостого хода;
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ);
- Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ);
- Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ);
- Электромагнитный клапан продувки адсорбера;
- Катушка зажжения;
- Свечи поджигания;
- Форсунки;
- Клеммная колодка жгута структуры поджигания к жгуту панели приборов;
- Предохранитель цепи питания ЭБУ;
- Релюшка поджигания;
- Предохранитель релюшки поджигания;
- Предохранитель цепи питания электрического бензонасоса;
- Релюшка электрического бензонасоса;
- Клеммная колодка жгута структуры поджигания к жгуту форсунок;
- Клеммная колодка жгута форсунок к жгуту системы поджигания;
- Клеммная колодка жгута панели приборов к жгуту структуры зажжения;
- Замок зажигания;
- Контакты 8 - клеммных колодок жгута панели приборов и жгута щитка приборов;
- Блок предохранителей;
- Блок контрольных лампочек.
- A - к контакту “плюс” аккумулятора;
- В1 - точка заземления жгута заднего;
- В2, В3 - точки заземления жгута структуры поджигания.
Размещение датчиков под капотом
Наименование устройств, обозначенных на рисунке:1 - датчик температуры охлаждающей жидкости (расположен в отводящем патрубке рубашки охлаждения - на фото не виден); 2 — регулятор холостого хода; 3 - датчик положения дроссельной заслонки; 4 — корпус дроссельной заслонки; 5 — топливная рампа с форсунками и регулятором давления топлива (закреплена на впускной трубе - на фото не видны); 6- ресивер; 7- контроллер, блок реле и предохранителей системы управления (расположены в салоне автомобиля - на фото не видны); 8 — датчик концентрации кислорода (расположен на приемной трубе - на фото не виден); 9 - датчик скорости автомобиля (расположен на коробке передач - на фото не виден); 10 — топливный фильтр; 11 - адсорбер системы улавливания паров топлива; 12 — модуль зажигания; 13 - корпус воздушного фильтра; 14 - датчик массового расхода воздуха; 15 — датчик положения коленчатого вала (расположен на крышке привода распределительного вала - на фото не виден).