Датчики ВАЗ 2112 8 и 16 клапанов
Содержание:
- Датчик температуры марки 2112-3851010
- Датчик коленвала (Датчик синхронизации)
- Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) типа 21083-1130010-20
- Датчик кислорода (лямбда зонд)
- Датчик дроссельной заслонки (ДДЗ) типа 2112-1148200-00
- Датчик детонации (ДД)
- Датчик скорости
- Датчик неровной дороги (ДНД)
- Датчик фаз (Датчик распредвала)
- Датчик указателя уровня топлива
- Датчик давления масла 2106-3829010
- Датчик высоты масла
- Датчик уровня тосола
- Датчик включения вентилятора
Датчик температуры марки 2112-3851010
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) предназначен измерять температуру мотора в любой момент его работы.
Датчик температуры является термистором (резистором). Его электрическое сопротивление изменяется при изменении температуры окружающей среды. Большая температура создает малое сопротивление, а малая температура тосола - высокое сопротивление. Датчик подключен к входу контроллера, к внутреннему источнику напруги 5 В через резистор (приблизительно 2 кОм).
Температуру тосола контроллер вычисляет по понижению напряжения на датчике температуре охлаждающей жидкости. Уменьшение напряжения относительно большое на холодном движке и малое на горячем. Температура мотора используется почти во всех функциях управления двигателем.
По классификации завода производителя ДТОЖ имеет следующее обозначение - 2112-3851010-00, 2112-3851010-02, 2112-3851010-05
Технические характеристики:
Температура, oС |
Сопротивление, Ом |
---|---|
+100 |
177 |
+90 |
241 |
+80 |
332 |
+70 |
467 |
+60 |
667 |
+50 |
973 |
+45 |
1188 |
+40 |
1459 |
+30 |
2238 |
+25 |
2796 |
+20 |
3520 |
+15 |
4450 |
+10 |
5670 |
+5 |
7280 |
0 |
9420 |
-5 |
12300 |
-10 |
16180 |
-15 |
21450 |
-20 |
28680 |
-30 |
52700 |
-40 |
100700 |
Датчик температуры смонтирован на термостате двигателя, на головке блока цилиндров.
Электрическая схема подключения:
Датчик температуры типа 2112-3851010 подключается к контроллеру с помощью двухконтактного разъема, расположенного на его корпусе. Клемма "1" подключается к контакту "35" контроллера. Это минус контроллера для датчика температуры охлаждающей жидкости. Другой провод связывает контакт "2" сенсора с клеммой "39" электронного блока управления. Сюда поступает импульс от ДТОЖ.
Датчик коленвала (Датчик синхронизации)
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) предназначен следить за положением коленвала в любой момент его работы. Датчик коленвала представляет собой катушку намотанную на магнитный сердечник. ДПКВ взаимодействует с зубчатым шкивом, расмещенным на переднем торце коленчатого вала. При вращении зубчатого диска изменяется магнитный поток в катушке датчика синхронмзации, создавая потоки напряжения переменного тока в его обмотке. Зубчатый шкив - это зубчатое колесо с 58 зубьями, расположенными с промежутками 6o, и “длинной” впадиной для синхронизации, образованной двумя удаленными зубьями. При совмещении торца 1 зуба зубчатого сектора шкива после “длинной” впадины с осью датчика коленвала мотор имеет состояние 114o (19 зубьев) до верхней мертвой точки 1-го и 4-го цилиндров. Контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала по количеству и частоте возникновения этих импульсов и определяет фазу и длительность импульсов управления распылителями и катушкой зажжения.
Технические характеристики:
- Индуктивность катушки – 200 – 420 мГн;
- Сопротивление катушки датчика – 0,570 – 0.750 кОм;
- Вес - 50 грамм;
- Электрическое потребление - 12 В;
- Эксплуатируется при температуре - от -40 до +125 oС;
- Наименьшая амплитуда напруги с датчика, при частоте указывающего диска 30 об/мин, не менее, В – 0,3;
- Наибольшая амплитуда напряжения с сенсора, при частоте задающего диска 7000 об/мин, не более, В – 250;
- Соединительный разъем соответствует соединителю 12052648 фирме Packard Electric;
- Размеры – 30x45x69 мм.
Артикул:
- 2112-3847010-00;
- 2112-3847010-04.
Датчик коленвала установлен на крышке масляного насоса. Расстояние от торца датчика до зуба зубчатого шкива, расположенного на переднем торце коленвала, должно быть 1±0,4 мм .
Датчик коленвала подключается к контроллеру с помощью двухконтактной клеммной колодки . Контакт "А" ДПКВ подсоединяется к клемме "15" контроллера. Клемма "В" подсоединяется к клемме "34" ЭБУ. Для исключения влияния электрических помех на цепи датчика коленчатого вала его провода заключены в экран. Сам экран соединен с массой.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) типа 21083-1130010-20
В электронной системе управления двигателем (ЭСУД) используется датчик массового расхода воздуха термоанемометрического типа. Он предназначен измерять расход воздуха, поступающего в цилиндры мотора. Эти параметры контроллер использует для расчета объема топлива, необходимсого для впрыска форсунками в цилиндры мотора.
Сигнал датчика расхода воздуха представляет собой напряжение постоянного тока, параметры которого зависят от количества и направления движения воздуха, прошедшего через измеритель. При прямом поступлении воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в пределе 1...5 В. При обратном течении воздуха размер выходного сигнала датчика изменяется в пределе 0...1 В. Контроллер измеряет данные ДМРВ как расход воздуха в килограммах в час.
Датчику массового расхода воздуха присвоено обозначение:
- По классификации завода изготовителя - 21083-1130010-20.
Технические характеристики датчика массового расхода воздуха типа 21083-1130010-20
- Параметр выходного сигнала при расчете диапазона расхода от 0 до 100% - от 0,05 до 5 В;
- Снабжение электричеством датчика расхода воздуха осуществляется от бортовой сети автомобиля с напряжением - 12 В;
- Потребляемый ток (при напруге подпитки от 7,5 до 16 В) - 0,5 А;
- Объем измерения массового расхода воздуха - от 8 до 550 кг/ч;
- Ошибка определения расхода воздуха нового датчика - +/- 2,5%;
- Предел изменения напряжения питания - от 7,5 до 16 В;
- Условия эксплуатации при температуре - от -45 град. до +120 град. С;
- Наработка на отказ, не менее - 3000 ч;
- Вес (брутто) - 0,337 кг;
- Размеры упаковки - 135x125x113 мм.
Датчик массового расхода воздуха марки 21083-1130010-20 используется на моторе 21114-20 и 21124-10 автомобиля ВАЗ-2112 с взаимозаменяемыми контроллерами 21114-1411020-10, 21114-1411020-11, 21114-1411020-12.
Датчик расхода воздуха расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы. Он крепится к фланцу корпуса воздушного фильтра.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) на легковом автомобиле ВАЗ-2112 подключен прямо к контроллеру. Для этого у него имеется пятиконтактный разъем. Контакт "1" ДМРВ подсоединяется к разъему "40" ЭБУ. Это вход импульса встроенного датчика температуры воздуха (ДТВ). Клемма "2" датчика подключается к главному реле. Контакт "3" ДМРВ соединяется с клеммой "36" - масса контроллера. Электроклемма "4" датчика подключается напрямую к контакту "33" ЭБУ. От нее в датчик поступает электропитание. И контакт "5" ДМРВ подсоединяется к клемме "37". Сюда приходит сигнал от датчика массового расхода воздуха.
Датчик кислорода (лямбда зонд)
Датчик кислорода применяется в структуре впрыска с обратной связью и устанавливается на приемной трубе глушителей. Кислород, содержащийся в отработанных газах, контактируя с лямбда зондом, создает разность потенциалов на выходе датчика кислорода. Разность потенциалов меняется от 0,1 В (много кислорода — бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода — богатая топливная смесь).
Для нормальной работы лябда зонд должен обладать температурой не ниже 360 °С. Для быстрого нагрева, после пуска движка, в датчик кислорода встроен нагревательный элемент.
На автомобиле ВАЗ-2112 устанавливается два датчика кислорода. Лямбда зонд 1 (управляющий датчик кислорода) устанавливается на приемной трубе глушителя, перед нейтрализатором. Второй датчик кислорода (диагностический датчик кислорода - ДДК) смонтирован сразу после катализатора. По устройству лямбда зонд 1 и 2 - идентичные.
Напряжение выходного импульса нагретого ДДК при работе в режиме обратной связи, при рабочем катализаторе располагается в диапазоне от 590 до 750 мВ.
Зачем нужен датчик кислорода на автомобиле 2112 8 и 16 клапанов
Определяя выходящее напряжение датчика кислорода, контроллер расчитывает корректировку состава рабочей топливной смеси, подающей на форсунки. Наиболее эффективное уменьшение токсичности выхлопных газов бензиновых моторов достигается при соотношении воздуха и бензина в смеси (14,5...14,6) : 1. Данное соотношение называется стехиометрическим. При таком соотношении бензина с воздухом происходит почти полное его сгорание, отсюда увеличивается КПД движка, и каталитический нейтрализатор наиболее эффективно снижает содержание углеводородов, окиси углерода и окислов азота, выбрасываемых с отработанными газами. Если смесь бедная (малая разность потенциалов на выходе датчика кислорода), то подается команда на обогащение смеси. Когда смесь богатая (высокая разность потенциалов) — поступает команда на уменьшение подачи бензина.
Управляющий датчик кислорода (Лямбда зонд 1) устанавлмвается на выпускном коллекторе перед катализатором. УДК создает напряжеие, изменяющееся в диапазоне 50...900 мВ.
Диагностический датчик кислорода (2 лямбда зонд) монтируется сразу после катализатора.
В соответствии с классификатором завода производителя датчик кислорода имеет обозначение - 1118-3850010-00.
Технические характеристики датчика кислорода vjltkb 1118-3850010-00:
- Работает при напряжениии в бортовой сети автомобиля - от 6,0 до 16,0 В;
- Эксплуатируется при температуре окружающей среды от - 40 °С до + 130 °С;
- Размеры - 135х50х80 мм;
- Вес - 0,1 кг;
- Размеры упаковки: 135x50x80 мм.
Управляющий датчик концентрации кислорода (УДКК) подсоединяется прямо к ЭБУ. У него на корпусе имеется четырехконтактный разъем. Контакт "В" УДКК соединен с главным реле. Клемма "D" подключена к клемме "48" контроллера. Через эту клемму ЭБУ управляет нагревателям датчика. Клемма "С" УДКК подсоединяется к контакту "36". Это масса управляющего датчика кислорода в контроллере. Контакт "А" датчика кислорода подключена к клемме "18" контроллера. Сюда поступает импульс от УДКК.
Диагностический датчик кислорода подсоединен прямо к ЭБУ. У него на корпусе есть четырехконтактный разъем. Контакт "В" подсоединен к главному реле. Клемма "D" подключена к клемме "28" контроллера. Через нее ЭБУ управляет нагревателем в диагностическом датчике кислорода. Контакт "С" диагностического датчика кислорода подключен к клемме "36". Это минус ДДК в ЭБУ. Клемма "А" ДДК подсоединяется к контакту "55". Сюда приходит импульс от диагностического датчика кислорода.
Датчик дроссельной заслонки (ДДЗ) типа 2112-1148200-00
Датчик дроссельной заслонки является резистором потенциометрического типа, на один из контактов которого подается напряжение 5 В с контроллера. На второй контакт приходит масса с ЭБУ. С контакта, связанным с ползунком потенциометра, поступает выходной сигнал датчика дроссельной заслонки на ЭБУ.
При передвижении педали газа ось дроссельного затвора передает свое вращательное движение на датчик дроссельной заслонки, создавая изменения напряжения выходного импульса ДДЗ.
При прикрытой дроссельной задвижке выходной импульс ДДЗ должен быть в пределах 0,3...0,7 В. При открытии воздушной заслонки выходной сигнал увеличивается, и при полностью открытой воздушной задвижке (на 76...81 % по диагностическому устройству) выходное напряжение должно быть 4,05...4,75 В.
Контроллер применяет самое низкое напряжение сигнала датчика дроссельной заслонки на режиме холостого хода в качестве точки отсчета (0% открывания воздушной задвижки).
Вычисляя выходное напряжение импульса ДДЗ, контроллер определяет текущее положение дроссельной заслонки. Сведения о положении дроссельной заслонки необходимы ЭБУ для определения угла опережения зажжения, длительности сигнала впрыска и положения регулятора холостого хода.
Отслеживая изменение напруги контроллер определяет открывается дроссельная задвижка или закрывается. ЭБУ считывает быстро возрастающее напряжение сигнала датчика дроссельной заслонки как свидетельство растущей потребности в топливе и потребности повысить длительность импульсов впрыска.
ДДЗ размещен сбоку на дроссельном патрубке напротив рычага управления воздушной заслонкой
Технические характеристики:
- Выходящий импульс при закрытой задвижке - 0,3...0,7 В;
- Опорное напряжение - 5 В;
- Степень открывания на холостом ходу - 0%;
- При открывании дроссельной задвижки на 76...81 % выходящий импульс датчика - 4,05...4,75 В;
- Масса (брутто): 0,057 кг;
- Размеры упаковки: 34x50x75 мм.
Датчику дроссельной задвижки, согласно классификатору завода изготовителя, присвоено обозначение - 2112-1148200-00
ДДЗ типа 2112-1148200-00 автомобиля ВАЗ 2112 подключается прямо к ЭБУ. На нем есть разъем из 3 контактов. Контакт "1" датчика подсоединяется к клемме "17" контроллера. Это минус контроллера. Клемма "2" ДДЗ соединена с контактом "16" ЭБУ. Сюда приходит импульс от датчика дроссельной заслонки. Контакт "3" ДДЗ подключен к клемме "32" контроллера. Отсюда подается ток на датчик.
Датчик детонации (ДД)
В двигателях ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 монтируются 2 марки датчиков: одноконтактный и двухконтактный.
Функционирование датчика детонации основана на пьезоэффекте: при сдавливании пьезоэлектрической пластинки на ее концах создается разность потенциалов. При детонации мотора в ДД создаются импульсы напряжения, по которым ЭБУ корректирует опережение зажигания.
Двухконтактный датчик детонации:
По классификации завода изготовителя датчик детонации имеет следующее обозначение - 2112-3855020-00, 2112-3855020-01, 2112-3855020-02, 2112-3855020-03
Одноконтактный датчик детонации вкручен в верхнюю часть блока цилиндров.
Двухконтактный датчик детонации монтируется на шпильке в верхней части блока цилиндров.
Технические характеристики датчика детонации марки 2112-3855020-00:
- Выходное сопротивление - 1 – 10 МОм;
- Электрическая ёмкость - 900 – 1300 пФ;
- Значение перевода на частоте 6,5 кГц - 28±8 мВ/g;
- Вид датчика - пьезокристаллический;
- Коэффициент изменения на частоте 7,0 кГц - 26±6 мВ/g;
- Непостоянность АЧХ в интервале (5-10) кГц - не более 6 мВ/g;
- Масса - 40 г.;
- Температура использования – от -45 до +130 С;
- Относительная влажность воздуха при температуре +40С - не более – 95 % ;
- Атмосферное давление – от 630 до 800 мм рт. ст..
ДД подсоединяется прямо к ЭБУ. У него на корпусе есть двухконтактный разъем. Контакт "1" датчика детонации подключен к клемме "19" контроллера. Клемма "2" ДД подсоединяется к контакту "20" ЭБУ. Провода, идущие от датчика детонации, закрыты экраном. Он защищает от воздействия электрических помех на импульсы датчика. Экранирующая оболочка проводов датчика детонации подключена к корпусу мотора.
Датчик скорости
Датчик скорости предназначен определять скорость движения автомобиля. Метод его функционирования сформирован на эффекте Холла. Измеритель отправляет на ЭБУ прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1 В, верхний – не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. Шесть импульсов датчика соответствуют 1 м пути легковушки. ЭБУ определяет скорость легковушки по частоте сигналов.
Ему присвоены следующие обозначения:
- 2111-3843010-01;
- 2111-3843010-00.
Технические характеристики:
- Условия эксплуатации от -40 до +125 oС;
- Номинальное напряжение постоянного тока - 12 В;
- Число вырабатываемых импульсов в минуту - 6 ;
- Разъем ОСТ;
- Валик - непроходной;
- Масса (брутто): 0,03 кг;
- Резьба - М18;
- Габариты упаковки: 45x55x82 мм.
Аналоги датчика скорости типа 2111-3843010-00:
- 51-3843;
- 343-3843;
- 02111-3843010.
Датчик скорости установлен на коробке передач между приводом спидометра и наконечником гибкого вала привода спидометра.
Датчик скорости подсоединяется к контроллеру с помощью трехконтактного разъема. Контакт "1" подсоединяется к главному реле. Клемма "2" связывается с контактом "59" контроллера и спидометром. Сюда поступает импульс от датчика скорости. Контакт "3" подсоединяется к массе.
Датчик неровной дороги (ДНД)
Датчик неровной дороги предназначен для измерения амплитуды колебаний кузова. Метод его функционирования базируется на пьезоэффекте.
Возникающий при движении легковушки по неровной дороге переменная нагрузка оказывает влияние на угловую скорость вращения коленчатого вала. Возникшие при этом колебания частоты вращения коленчатого вала схожи с колебаними, которые возникают при пропусках воспламенения. Для сглаживания этого явления контроллер при увеличении сигнала датчика неровной дороги заданного порога отключает функцию проверки пропусков зажигания.
Принятые обозначения датчика:
- 2123-1413130-03.
- 2123-1413130-02;
- 2123-1413130-01;
- 2123-1413130-00;
Технические характеристики:
- Обычное напряжение питания - 5 В;
- Потребляемый электрический ток - не более 20 мА;
- Условия эксплуатации - от минус 40 до плюс 105 °С;
- Атмосферное давление - от 84 до 106,7 кПа (630 - 800 мм рт. ст.); .
- Выходное сопротивление - не более 300 Ом;
- Интервал измерения ускорения - от плюс 49,05 (ускорение, направленное вверх) до минус 49,05 м/с2 (ускорение, направленное вниз).
Датчик неровной дороги подсоединяется к ЭБУ. Клемма "1" датчика подключается к контакту "32" контроллера. От него идет электрический ток на датчик. Контакт "2" датчика неровной дороги связан с клеммой "17" ЭБУ. Это минус электронного блока управления для датчика неровной дороги. Клемма "3" датчика подсоединяется к контакту "42". К нему поступает импульс от датчика неровной дороги.
Датчик неровной дороги смонтирован в отделе двигателя на стойке передней подвески.
Распиновка датчика неровной дороги: на контакт "1" поступает электропитание от контроллера 5В; контакт "2" соединен с массой; от контакта "3" уходит сигнал к контроллеру.
Датчик фаз (Датчик распредвала)
Датчик распредвала предназначен отслеживать рабочие фазы (такты). Принцип его работы основан на эффекте Холла
На моторе ВАЗ-2112, на шкиве впускного распредвала расположен диск с прорезью в ободе. Обод прокручивается сквозь паз в датчике. Если прорезь диска совпадает с пазом датчика, он посылает отрицательный сигнал на ЭБУ, соответствующий расположению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия.
Конструкция датчика распредвала модели 2112-3706040-00 устанавливаемого на моторе 21124-10 16 клапанов:
Обозначение:
- 2112-3706040-00, 2112-3706040-04 - для мотора 21124-10 16 клапанов.
ДПРВ подключается к контроллеру спомощью трехконтактного разъема. Контакт "1" датчика соединяется с массой. Клемма "2" датчика фаз подсоединяется к клемме "45" контроллера. Отсюда подается электрический ток на датчик распредвала. Контакт "3" подсоединяется к клемме "79" ЭБУ. Сюда приходит импульс от датчика распредвала.
Датчик фаз смонтирован на ГБЦ двигателя:
Датчик указателя уровня топлива
Датчик указателя уровня бензтна типа 21080-3827010 применяется для измерения уровня бензина в бензобаке.
Каталожное обозначение:
- 21080-3827010-02.
- 21080-3827010-01;
Технические характеристики:
- Сопротивление реостата - 330 Ом;
- Напряжение питания постоянного тока, обычное/рабочее - 12/10, 8-15 В;
- Радиус рычага - 11,4 см;
- Вес (брутто) - 0,14 кг;
- Габариты упаковки - 100x235x76 мм.
Датчик указателя уровня топлива установлен в топливном баке. Его фланец крепится 6 шпильками сверху бака на фланце через резиновую прокладку.
Датчик давления масла 2106-3829010
Датчик давления масла предназначени измерять минимальное давления масла в смазочной системе авто. Когда датчик измерит минимальное давление, равное 0,6-0,2 кгс/см2, то посылает импульс на контрольную лампу, размещенную на панели приборов. Загоревшая контрольная лампа минимального давления масла свидетельствует о неисправности масленной системы мотора. После этого водитель обязан проверить техническое состояние мотора автомобиля.
Датчику давления масла присвоено следующее обозначение:
- 21060-3829010-00;
- 21060-3829010-01;
- 21060-3829010-02.
Технические характеристики:
- Максимальная токовая нагрузка на контакты - 0,5 А;
- Усилие размыкания контактов - 0,2-0,6 кгс/см2;
- Усилие смыкания контактов - 0,6-0,2 кгс/см2;
- Подключение к бортовой сети - Штекер 6,35;
- Крепежная резьба датчика - М14х1,5;
- Длина - 40 мм;
- Ширина - 25 мм;
- Высота - 25 мм;
- Вес - 320 грамм.
Комплектность:
- Датчик;
- Шайба уплотнения.
Датчик сигнальной лампочки давления масла на 8 клапанных моторах расположен вверху ГБЦ возле крышки ремня грм. Он ввинчен на резьбе в посадочное гнездо М14х1,5.
Датчик давления масла на 16 клапанных двигателях установлен вверху ГБЦ, с левой стороны мотора, возле сепаратора. Он вкручивается в гнездо с резьбой М14х1,5.
Расположение датчика на 16 клапанных двигателях:
Датчик высоты масла
Датчик высоты масла определяет высоту масла в масляном картере двигателя.
Ему присвоено обозначение (Артикул):
- 21083-3839210-00;
- 21083-3839210-01;
- 21083-3839210-02;
- 21083-3839210-03;
- 21083-3839210-04.
Технические характеристики:
- Используемый электрический ток - 0,25 А;
- Ширина - 80 мм;
- Длина - 130 мм;
- Высота - 40 мм;
- Вес - 90 грамм;
- Габариты упаковки - 200x55x55 мм.
Датчик уровня масла размещен возле масляного фильтра с правой стороны мотора.
Датчик уровня тосола
Датчик уровня охлаждающей жидкости марки 21100-3839310 предназначен измерять высоту антифриза в расширительном бачке системы охлаждения мотора.
Он имеет следующие обозначения:
- 21100-3839310-10;
- 21100-3839310-11;
- 21100-3839310-12;
- 21100-3839310-13;
- 21100-3839310-14.
Технические характеристики:
- Напряжение - 12 В;
- Ширина - 45 мм;
- Высота - 45 мм;
- Длина - 120 мм;
- Вес (брутто) - 32 грамма;
- Габариты упаковки - 200x55x55 мм.
Датчик уровня охлаждающей жидкости смонтирован в расширительном бачке системы охлаждения мотора, в отделении двигателя.
Датчик включения вентилятора
Датчик вентилятора охлаждения марки 21100-3828010-00 предназначен для включения и выключения вентилятора охлаждения мотора, при нагревании его до 99 o C.
Принятые обозначения:
- 21100-3828010-10.
- 21100-3828010-00;
Технические характеристики:
- Температура подключения - 99 oС;
- Температура отключения 94 oС;
- Используемая сила тока - 1А;
- Вес (брутто) - 45 грамм;
- Ширина - 35 мм;
- Длина - 60 мм;
- Высота - 35 мм;
- Габариты упаковки - блистер 81x125x35 мм.
Датчик вентилятора системы охлаждения имеет аналог:
- ТМ108-3808000-10
Датчик подключения вентилятора системы охлаждения мотора монтируется на вертикальном корпусе радиатора охлаждения, с внутренней стороны, с лева по напралению движения авто.