Поделись с друзьями:

Датчики ВАЗ 2114, 2113, 2115

Датчики ВАЗ 2114, 2113, 2115 - тема этой статьи. Здесь приведена полная информация о всех датчиках двигателя легковушки ВАЗ 2114, 2113, 2115. Выложена информация о конструкции, месте установки, схеме подключения, аналогах и способах проверки каждого датчика легкового авто ВАЗ 2114, 2113, 2115.

Содержание:



Какие датчики стоят на ваз 2114, 2113, 2115 ?

На легковом автомобиле ВАЗ 2113, 2114, 2115 установлены датчики, перечисленные внизу в таблице.

Наименование датчика
Марка датчика
Конструкция датчика
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
2112-3847010 (191.3847)
Датчик коленвала 2114, 2113, 2115
Датчик положения распределительного вала (ДПРВ)
2112-3706040
Датчик распредвала 2114, 2113, 2115
Датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем (ДТОЖ)
2112-3851010
Датчик температуры СУД 2114, 2113, 2115
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
2112-1148200
Датчик дроссельной заслонки 2114, 2113, 2115
Датчик детонации
2112-3855020
Датчик детонации 2114, 2113, 2115
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
21083-1130010-01, 21083-1130010-10
Датчик массового расхода воздуха 2114, 2113, 2115
Датчик концентрации кислорода (ламбда зонд)
2112-3850010-20
Датчик кислорода 2114, 2113, 2115
Датчик скорости автомобиля
2110-3843010-13, 2110-3843010-18
Датчик скорости 2114, 2113, 2115


Места установки датчиков на двигателе ВАЗ 2114, 2113, 2115

Расположение датчиков системы управления двигателя на движке 2111 (l,5i).


позиции
на
рисунке
Расшифровка позиции на рисунке подкапотного пространства ВАЗ 2114, 2113, 2115
1
место установки датчика коленвала (ДПКВ) (в приливе блока цилиндров) - датчик синхронизации;
2
форсунки
3
датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и регулятор холостого хода (установлены на корпусе дроссельной заслонки)
4
датчик положения распределительного вата (ДПРВ) - датчик фазы
5
датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
6
клапан продувки адсорбера
7
датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
8
модуль (катушка) зажигания
9
свечи зажигания с надетыми на них наконечниками высоковольтных проводов
10
датчик детонации (ДД)

Схема участия различных датчиков в электронной системе управления двигателем (ЭСУД)



Разделение датчиков двигателя ВАЗ 2114, 2113, 2115 по функциональному назначению

Различные датчики по разному участвуют в управлении двигателем ВАЗ 2114, 2113, 2115. По своему функциональному назначению датчики ЭСУД двигателя подразделяются на следующие группы:

  1. Датчики синхронизации - датчик коленвала (ДПКВ), датчик распредвала (датчик фаз);
  2. Датчики нагрузки - датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), датчик массового расхода воздуха (ДМРВ);
  3. Датчики температуры - датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), датчик температуры воздуха (ДТВ)
  4. Датчики обратной связи - управляющий датчик кислорода УДК, диагностический датчик кислорода (ДДК), датчик детонации (ДД), датчик неровной дороги (ДНД);
  5. Датчики режима движения - датчик скорости автомобиля.

Датчик коленвала (ДПКВ)

Датчик коленвала (ДПКВ) 2114, 2113, 2115 предназначен для создания импульсов, по которым контроллер синхронизирует свою работу с тактами рабочего процесса мотора. Отсюда этот датчик называют датчиком синхронизации. Функционирование датчика коленвала основано на принципе индукции — при проходе мимо сердечника датчика зубьев шкива коленвала в цепи датчика образуются импульсы напряжения переменного тока.

Частота возникновения импульсов равна частоте вращения коленчатого вала. Зубья шкива коленвала размещены по окружности через 6°. 2 из них отстоят друг от друга на угловом расстоянии 18°. Выполнено это для создания в цепи датчика коленвала ВАЗ 2114, 2113, 2115 опорных сигналов — точек отчета, относительно которых контроллер определяет положение коленвала — верхние мертвые точки в 1/4-м и 2-м/ 3-м цилиндрах.

Работа движка с сломанным ДПКВ невозможна. Данный датчик ремонту не подлежит. При его поломке - меняется.

Обозначение датчика положения коленчатого вала (ДПКВ):

  • По классификации ВАЗ - 2112-3847010;
  • По классификации завода изготовителя - 191.3847.

Устройство датчика коленвала ВАЗ 2114, 2113, 2115:


позиции
на
схеме
Расшифровка позиции на схеме устройства датчика коленвала ВАЗ 2114, 2113, 2115
1
Датчик коленвала ВАЗ 2114, 2113, 2115
2
Задающий диск
А
Постоянный магнит
Б
Магнитный сердечник
В
Обмотка
Г
Начало отсчета


Схема подсоединения датчика коленвала:

Место монтажа датчика коленвала (ДПКВ) ВАЗ 2114, 2113, 2115:

Более подробная информация о датчике коленвала ВАЗ 2114, 2113, 2115 размещена на странице этого сайта Датчик коленвала 2114, 2113, 2115 8 клапанов

Датчик распредвала (ДПРВ)

Конструкция датчика распредвала

Конструкция датчика распредвала автомобиля ВАЗ 2114, 2113, 2115 установленного на двигателе 2111 (l,5i).



Конструкция датчика распредвала автомобиля ВАЗ 2114, 2113, 2115 установленного на двигателе 11183-30 (l,6i).

Для чего нужен датчик распредвала ?

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) ВАЗ 2114, 2113, 2115 предназначен для создания импульса, по которому контроллер определяет верхнюю мертвую точку (ВМТ) поршня 1-го цилиндра при такте сжатия. Часто этот датчик называют датчиком фаз.

Принцип работы датчика распредвала

Принцип функционирования ДПРВ основан на эффекте Холла. Когда через прорезь в торце датчика проходит выступ кольца, закреплен- ного на шкиве распредвала впускных клапанов, датчик подает на ЭБУ электрический импульс. При поломке ДПРВ контроллер переводит систему на резервный режим работы.

Датчик положения распределительного вала — это электронный прибор, который не подлежит ремонту. В случае неисправности датчика распредвала ВАЗ 2114, 2113, 2115 его нужно поменять.

Обозначение датчика положения распределительного вала (ДПРВ)

  • По классификации ВАЗ - 2112-3706040 (Для двигателя 2111 (l,5i));
  • По классификации ВАЗ - 2111-3706040 (Для двигателя 11183-30 (l,6i));

Схема подсоединения датчика положения распределительного вала (датчика фаз) ВАЗ 2114, 2113, 2115



Распиновка датчика распредвала (Датчика фаз) модели 2111-3706040

Аналоги датчика распредвала (ДПРВ) легковушки ВАЗ 2114, 2113, 2115 модели 2111-3706040-00

  1. 21110-3706040-01;
  2. 21110-3706040-02.

Проверка датчика распредвала

Схема проверки датчика распредвала.


позиции
на
схеме
Расшифровка позиции на схеме проверки датчика распредвала ВАЗ 2114, 2113, 2115
1
ДПРВ ВАЗ 2113, 2114, 2115
2
присоединительная колодка датчика
3
резистор 0,5 - 0,6 кОм
4
светодиод АЛ307
5
металлическая пластина

Место монтажа датчика распредвала (ДПРВ) ВАЗ 2114, 2113, 2115



Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2114, 2113, 2115

Конструкция датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2114, 2113, 2115.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является полупроводниковым прибором. Его чувствительный элемент называется термистором (резистором). При изменении температуры окружающей среды сопротивление ДТОЖ меняется. ДТОЖ ВАЗ 2114, 2113, 2115 выполнен с отрицательным коэффициентом (NTC-термистор). При повышении температуры окружающей среды его сопротивление падает, и наоборот, при понижении темпераутры окружающей среды - сопротивление ДТОЖ растет.

Зависимость сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, 2113, 2115 от температуры окружающей среды:

Температура окружающей среды, oС
Сопротивление датчика, Ом
- 40
100700
- 30
52700
- 20
28680
- 15
21450
- 10
16180
- 5
12300
0
9420
+ 5
7280
+ 10
5670
+ 15
4450
+ 20
3520
+ 25
2796
+ 30
2238
+ 40
1459
+ 45
1188
+ 50
973
+ 60
667
+ 70
467
+ 80
332
+ 90
241
+ 100
177

Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, 2113, 2115.



Аналоги ДТОЖ модели 21120-3851010-00:

  1. 21120-3851010-02;
  2. 21120-3851010-05.

Место установки датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, 2113, 2115.

Дополнительную информацию о датчике темпераутре охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, 2113, 2115 можно узнать на странице этого сайта Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114, 2113, 2115 - ДТОЖ.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) модели 2112-1148200

Конструкция датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114, 2113, 2115 модели 2112-1148200

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) ВАЗ 2114, 2113, 2115 модели 2112-1148200 смонтирован сбоку на дроссельном патрубке напротив рычага управления воздушным затвором. ДПДЗ - это резистор потенциометрического типа, на один из контактов которого поступает опорная напруга 5 В с ЭБУ, а на второй минус с контроллера. С клеммы, связанной с подвижным контактом потенциометра, поступает выходной импульс ДПДЗ на контроллер. При движении педали акселератора вал дроссельного затвора передает свое вращательное движение на датчик дроссельной задвижки, вызывая изменение напруги выходного сигнала ДПДЗ. При закрытой дроссельной задвижки выходной импульс ДПДЗ ВАЗ 2114, 2113, 2115 обязан находится в рамках 0,3...0,7 В. При открытии воздушного затвора выходящий сигнал растет, и при открывании дроссельной заслонки на 76...81 % по диагностическому прибору, выходное напряжение обязано составлять 4,05...4,75 В. Измеряя выходящее напряжение импульса ДПДЗ, ЭБУ определяет текущее положение воздушного затвора.

Сведения о расположении дроссельного затвора нужны контроллеру для расчета угла опережения зажигания, длительности импульсов впрыска и состояния РХХ. Отслеживая изменение напруги, ЭБУ определяет, открывается дроссельная заслонка или закрывается. ЭБУ воспринимает быстро растущее напряжение импульса ДПДЗ как свидетельство растущей необходимости в бензине и потребности увеличить продолжительность импульсов впрыска. Датчик дроссельной заслонки не регулируется. Контроллер использует самое низкое напряжение сигнала ДПДЗ при холостом ходу в качестве точки отсчета (0% открытия дроссельного затвора). Поломка или ослабление крепежа ДПДЗ ВАЗ 2114, 2113, 2115 могут вызвать плахую работу холостого хода, т.к. ЭБУ не будет получать импульс о перемещении воздушного затвора.

При появлении неисправности цепей ДПДЗ контроллер заносит в свою память ее код и подключает сигнализатор. Когда это происходит, ЭБУ рассчитывает параметры положения дроссельного затвора по частоте вращения коленвала и массовому расходу воздуха.



Схема подключения датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) ВАЗ 2114, 2113, 2115.

Распиновка датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) ВАЗ 2114, 2113, 2115:

Место расположения ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки)

Аналоги датчика положения дроссельной заслонки модели 21120-1148200-00:

  1. 21120-1148200-31.

Замена датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) ВАЗ 2114, 2113, 2115 выполняется в следующей последовательности:

  1. Отсоединяем контакт минус с аккумулятора;
  2. Снимаем фиксатор с клеммной колодки ДПДЗ


  3. Отключаем клеммную колодку датчика дроссельной заслонки ВАЗ 2114, 2113, 2115
  4. Откручиваем крестовой отверткой 2 винтакрепления датчика положения дроссельной заслонки
  5. Снимаем ДПДЗ вместе с поролоновым кольцом, установленным между датчиком и дроссельны узлом
  6. Одеваем на вал дроссельной заслонки паролоновое кольцо;
  7. Насаживаем ДПДЗ на ось привода дроссельной заслонки так, чтобы его контакты были ориентированы в сторону перегородки моторного отсека;
  8. Немного поворачиваем датчик относительно вала дроссельной заслонки до совпадения дырок под его крепежные винты с резьбовыми отверстиями в корпусе дроссельной заслонки;
  9. Закручиваем винты крепления датчика положения дроссельной заслонки;
  10. Открываем дроссельную заслонку, поворачивая сектор ее привода до упора. Если это нельзя зделать, то ДПДЗ установлен неправильно. Следует снять датчик с вала дроссельной заслонки и переустановить его относительно оси на 90o;
  11. Убедившись, что датчик дроссельной заслонки смонтирован правильно, подключаем к нему клеммную колодку жгута проводов.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ 2114, 2113, 2115. Данная процедура выполняется с помощью тестера врежиме вольтметра или диагностического прибора.

Проверка ДПДЗ с помощью вольтметра выполняется в следующей последовательности:

  1. Отсоединяем контактную колодку от датчика дроссельной заслонки;
  2. Включаем тестер в режим вольтметра дляизмерения постоянного напряжения;
  3. Минусовый контакт вольтметра подсоединяем к массе двигателя;
  4. Плюсовой щуп вольтметра подсоединяем к контакту "А" клеммной колодки ДПДЗ. Обозначение контактов нанесено на клеммную колодку.

  5. Включаем зажигание;
  6. Измеряем напряжение на клемме "А". Оно должно быть около 5В. Если напряжение не поступает на контакт или меньше 5В то неисправна цепь или ЭБУ;
  7. Подсоединяем контактную колодку к датчику дроссельной заслонки;
  8. Втыкаем иглу в выходной контакт ДПДЗ клеммной колодки;
  9. Мерим напряжение вольтметров между выходным контактом ДПДЗ и массой двигателя. При включенном зажигании и закрытой дроссельной заслонке выходное напряжение датчика должно быть 0,3... 0,7 В. После этого медленно открыть дроссельную заслонку - выходное напряжение датчика при этом должно увеличиться до 4,1...5 В. Если оно выходит за пределы диапазонов - заменить датчик положения дроссельной заслонки.

Электрический датчик детонации типа 2112-3855020

Конструкция датчика детонации типа 2112-3855020 (18.3855).

Датчик детонации (ДД) — пьезоэлектрический, реагирует на вибрацию мотора. ДД размещен на передней стенке блока цилиндров. По импульсам этого датчика контроллер определяет момент образования детонации при работе движка и в соответствии с этим исправляет угол опережения зажигания. При неисправности датчика детонации контроллер переводит систему на резервный режим работы.

Устройство датчика детонации ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 2112-3855020 (18.3855)




позиции
на
рисунке
Расшифровка позиции на рисунке устройства датчика детонации ВАЗ 2114, 2113, 2115
1
присоединительная клемма
2
втулка
3
гайка
4
тарельчатая пружина
5
сейсмомасса
6
пьезокерамика
7
изоляция
8
контактные кольца

Схема подключения датчика детонации ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 2112-3855020 (18.3855).

Аналоги датчика детонации ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 2112-3855020 (18.3855):

  1. 21120-3855020-01;
  2. 21120-3855020-02;
  3. 21120-3855020-03.

Место установки датчика детонации (ДД)

Проверка датчика детонации ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 2112-3855020 (18.3855) выполняется в следующей последовательности:

  1. Подключаем к клеммам ДД мультиметр (в режиме вольтметра с пределом измерения до 200 мВ).
  2. Металлическим предметом (болтом, отверткой) легонько стучим по датчику детонации, при этом на шкале вольтметра обязаны появляться скачки напряжения. Сломанный датчик не реагирует на стуки. В этом случае его меняют.

Схема установки датчика детонации ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 2112-3855020 (18.3855)

Датчик массового расхода воздуха модели 21083-1130010-01

Конструкция датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) типа 21083-1130010-01



В системе управления мотором применяется датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) термоанемометрического типа. Он расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы.

Импульс ДМРВ - это напряжение постоянного тока, размер которого зависит от объема и направления движения воздуха, проходящего через ДМРВ. При прямом потоке воздуха напруга выходящего сигнала сенсора меняется в интервале 1...5 В. При обратном потоке воздуха напряжение выходного импульса датчика меняется в диапазоне 0...1 В. Диагностический прибор считывает показания датчика как расход воздуха в килограммах в час.

При появлении поломки цепи ДМРВ ЭБУ заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В этом случае ЭБУ рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленвала и положению дроссельной заслонки.

Схема подключения датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 21083-1130010

Место установки датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)

Подробная информация о датчике массового расхода воздуха расположена на странице этого сайта под названием ДМРВ 2114, 2113, 2115 8 клапанов



Встроенный датчик температуры воздуха в ДМРВ

В ДМРВ встроен датчик температуры воздуха. Чуствительным элементом является термистор (резистор, меняющий сопротивление в зависимости от температуры), смонтированный в потоке воздуха. Выходной импульс подключенного к кон ЭБУ ДТВ представляет собой напряжение постоянного тока в диапазоне 0...5 В, размер которого зависит от температуры воздуха, проходящего через датчик.

При появлении неисправности цепи ДТВ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В этом случае ЭБУ заменяет показания датчика фиксированным значением температуры воздуха 33 oС.

Таблица зависимости сопротивления ДТВ от температуры всасываемого воздуха (±10%)
Температура воздуха, oС
Сопротивление, кОм
- 40
39,2
- 30
23
- 20
13,9
- 10
8,6
0
5,5
+ 10
3,6
+ 20
2,4
+ 30
1,7
+ 40
1,2
+ 50
0,84
+ 60
0,6
+ 70
0,45
+ 80
0,34
+ 90
0,26
+ 100
0,2
+ 110
0,16
+ 120
0,13

Датчик кислорода (ламбда зонд) ВАЗ 2113, 2114, 2115

На двигателях 2111 ( 8 клапанов1,5 л), 11183 ( 8 клапанов 1,6 л), 21144 (8 клапанов 1,6 л), 21124 (16 клапанов 90 л.с. 1,6 л) устанавливались два датчика кислорода модели 1118-3850010-00. Это 2 одинаковых датчика но с разными фугкциями.

Первый датчик концентрации кислорода (лямбда зонд) - это управляющий датчик кислорода (УДК). Он служит для редактирования ЭБУ расчетов продолжительности импульса впрыска бензина топливными форсунками. С него контроллер получал сведения о наличии кислорода в выхлопных газах. Устанавливается УДК сразу за выхлопным коллетором, перед нейтрализатором.

Второй лямбда зонд (датчик кислорода) - это диагностический датчик концентрации кислорода (ДДК). Сигнал, генерируемый ДДК (диагностический датчик кислорода), указывает на присутствие кислорода в выхлопных газах после нейтрализатора. ЭБУ следит за окислительно восстановительными свойствами нейтрализатора, анализируя импульс диагностического датчика кислорода, установленного после нейтрализатора.

Конструкция ламбда зонда (датчика кислорода) ВАЗ 2113, 2114, 2115



Техническое обслуживание датчика кислорода

При неисправностях жгута, колодки или штекеров датчика кислорода, его необходимо менять. Ремонт жгута, колодки или штекеров не производится. Для правильного функционирования лямбда зонд обязан соединяться с атмосферным воздухом. Взаимодействие с атмосферным воздухом осуществляется воздушными зазорами проводов датчика. Попытка заменить провода, колодки или штекеры может привести к нарушению взаимодействия с окружающим воздухом и усугублению работы датчика кислорода.

При обслуживании ДК необходимо соблюдать следующие требования:
  1. Не допускается попадание жидкости для очистки клемм или других материалов на датчик или колодки жгутов. Эти вещества способны проникнуть в датчик концентрации кислорода и вызвать нарушение работы. Кроме того, не допускаются порчи изоляции проводов, приводящие к их оголению.
  2. Нельзя сильно сгибать или крутить жгут ДК и присоединяемый к нему жгут проводов системы впрыска. Это нарушит поступление окружающего воздуха в датчик кислорода.
  3. Для исключения поломки в результате попадания воды нужно не допускать порчи уплотнения на периферии колодки жгута системы управления.

Аналоги датчика кислорода ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 1118-3850010-00

  1. Бош - 0 258 006 537.

Устройство датчика кислорода

Датчик кислорода состоит из:

  1. Провода выхода;
  2. Контакт нагревателя;
  3. Корпус датчика;
  4. Керамический элемент с платиновой сеткой;
  5. Защитный колпак с прорезями;
  6. Контактная пластина;
  7. Изолирующая втулка;
  8. Нагревательный элемент.


Схема подсоединения управляющего датчика кислорода (УДК) ВАЗ 2114, 2113, 2115

Место установки управляющего датчика кислорода

Распиновка управляющего датчика кислорода (УДК) ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 1118-3850010-00



Место установки диагностического датчика кислорода (ДДК)

Схема подключения ДДК ВАЗ 2114, 2113, 2115 типа 1118-3850010-00



Датчик скорости типа 2111-3843010-00

Конструкция датчика скорости ВАЗ 2114, 2113, 2115 модели 2111-3843010-00

Для чего нужен датчик скорости ?

Датчик скорости легковушки ВАЗ 2114, 2113, 2115 выдает импульсный сигнал, который информирует ЭБУ о скорости езде авто. ДСА установлен на коробке передач

При вращении ведущих колес датчик скорости вырабатывает шесть импульсов на метр движения ав машины. ЭБУ определяет скорость автомобиля по частоте следования импульсов.

При неисправности цепей ДСА контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор.



Место установки датчика скорости

Схема подключения датчика скорости

Распиновка клеммного разъема датчика скорости

Распиновка клемм контактного разъема датчика скорости имеет следующие обозначения:

  1. От главного реле - плюс ("+");
  2. Выход сигнала на ЭБУ;
  3. Масса - минус ("-").

Аналоги датчика скорости типа 2111-3843010-00

Аналогами датчика скорости модели 2111-3843010-00 являются следующие датчики:

  1. Датчик скорости типа 493.3843;
  2. Датчик скорости 343.3843.