Все датчики электронной системы управления двигателем ВАЗ 2170, 2171, 2172 с моторами 16 клапанов
Предохранители Приоры |
Регулировка фар Приоры |
Генератор Приоры |
Датчик положения дроссельной заслонки - ДПДЗ
В структуре с электрическим дроссельным патрубком (ЭДП) используется 2 датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Один ДПДЗ располагается в дроссельном устройстве
Дроссельный узел имеет каталожный номер - 21126-1148010-00.
Другой сенсор дроссельной задвижки размещен в педали газа.
Электронная педаль, согласно каталогу ВАЗ, имеет номер - 21700-1108500-00 или 21700-1108500-01.
Датчик дроссельной заслонки - это резистор потенциометрического типа, на одну клемму которого приходит опорная напруга (3,3 В) с ЭБУ, а другой связан с "массой" контроллера. С клеммы, подключенной к подвижному контакту потенциометра, выходит сигнал на контроллер. Контроллер руководит положением дроссельной задвижки с применением электрического привода в соответствии с положением педали газа. По данным ДПДЗ ЭБУ отслеживает положение дроссельной заслонки.
Датчик положения педали акселератора (ДППА) механически соединен с приводом от рычага педали. Две независимые пружины между рычагом педали и кузовом создают возвратное усилие. Получая аналоговый электрический импульс от электронной педали акселератора (ЭПА) Эбу создает сигнал для управления состоянием дроссельной заслонки. Выходящая напруга ДППА меняется пропорционально нажатию. При отпущенной педали акселератора импульс ДППА 1 обязан быть в рамках 0,31…0,56 В, импульс ДППА 2 в рамках 0,15…0,28 В. При нажатой педали акселератора импульс ДППА 1 возростает до 1,9 В, сигнал ДППА 2 возростает до 0,95 В. При разном состоянии педали акселератора импульс ДППА 1 обязан быть в 2 раза выше сигнала ДППА 2.
Электрический датчик электронной педали дроссельной заслонки соединяется напрямую с контроллером. Клемма 6 выходящего импульса датчика соединяется с контактом 3 клеммной колодки Х2 ЭБУ. Клемма 3 сенсора педали подключается к контакту 7 контроллера. Он служит электронной массой. Клемма 5 датчика педали подключается к контакту 20 ЭБУ. Это вход сигнала ДПДЗ 2. На контакт 2 электронной педали приходит питание от клеммы 23 контроллера. Клемма 4 отвечает за привод дроссельной заслонки. Она соединяется с клеммой 52 ЭБУ. Контакт 1 датчика педали отвечает за второй вход привода дроссельной заслонки и подключается к клемме 51 контроллера.
Датчик дроссельной заслонки может иметь признаки неисправности:
- Рост повторяемости вращения коленвала на свободном ходу;
- Изменяющиеся обороты мотора на холостых оборотах;
- Р0121 - выход импульса линии датчика из разрешенного предела:
- Р0122 - слабый параметр импульса линия сенсора;
- Р0123 - повышенный уровень сигнала цепи измерителя.
При неисправности ДПДЗ контроллер включает сигнальную лампочку неисправности двигателя и переводит ЭСУД на резервный режим.
Проверка датчика дроссельной задвижки выполняется в следующей последовательности:
- Отсоединяется клеммная колодка от сенсора;
- Подключаем щуп минус вольтметра к массе авто;
- Включаем зажигание и подключаем щуп плюс вольтметра к выводу А клеммной колодки датчика. Напряжение должно быть 5 В. Если напряжения нет или оно меньше 5В значит неисправна цепь питания сенсора или ЭБУ;
Датчик массового расхода воздуха - ДМРВ
Датчик расхода воздуха установлен пленочного типа.
Он предопределен для определения объема воздуха, поступающего в цилиндры движка. Используя его значения ЭБУ рассчитывает необходимый объем горючего, необходимого для впрыска форсунками в камеру сгорания цилиндров двигателя.
ДМРВ подсоединяется одним своим фланцем к каркасу воздушного фильтра. К 2-му торцу датчика, с использованием хамута, крепится гибкая гофра, доставляющая воздух от сенсора в рессивер мотора.
Датчик имеет следующие технические характеристики:
- Производитель - завод Пекарь;
- Ширина - 15 см;
- Длина - 18 см;
- Высота - 15 см;
- Вес - 150 грамм.
Он подключается прямо к контроллеру. Для этого у него есть четырехконтактная клеммная колодка. Контакт 5 датчика подключается к клемме 33 эбу. Контакт 4 подключается к клемме 27 контроллера. Сюда подается импульс из датчика. Контакт 1 сенсора подсоединяется к клемме 47 ЭБУ. Это масса. А контакт 3 соединен проводом с главной релюхой.
Признаки повреждения дмрв:
- Плохой пуск движителя;
- Снижение мощности движка;
- Увеличение расход горючего;
- Рост концентрации СО в выхлопных газах;
- Р0102 - малый уровень сигнала цепи датчика;
- Р0103 - большой размер сигнала линии подключения измерителя;
Проверку датчика массового расхода воздуха выполняем в следующей последовательности:
- - Отсоединяем клеммную колодку от сенсора;
- - Подключаем щуп минус вольтметра к массе движка;
- - Включаем зажигание и вольтметром измеряем напряжение на контакте 2 клеммной колодки. Оно должно быть не менее 12В.
- - После этого вольтметром измеряем напряжение на контакте 4 клеммной колодки. Оно должно быть около 5В. Если размер напряжения не такое, то неисправна цепь питания датчика или контроллер.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Он намерен измерять температуру мотора при разных режимах его функционирования. Чувствительная часть датчика на Приоре является термистор, т. е. резистор, электрическое сопротивление которого меняется в зависимости от температуры окружающей среды. Сенсер имеет обратный коэффициент зависимости. Высокая температура вызывает малое сопротивление, а малая температура охолаживающей жидкости - большое сопротивление датчика.
Температура, оC | Сопротивление, Ом |
---|---|
-40 | 100700 |
-30 | 52700 |
-20 | 28680 |
-15 | 21450 |
-10 | 16180 |
-5 | 12300 |
0 | 9420 |
5 | 7280 |
10 | 5670 |
15 | 4450 |
20 | 3520 |
25 | 2796 |
30 | 2238 |
40 | 1459 |
45 | 1188 |
50 | 973 |
60 | 667 |
70 | 467 |
80 | 332 |
90 | 241 |
100 | 177 |
ЭБУ посылает в цепь датчика напругу 3,3 В. Температуру двигателя контроллер вычисляет по разнице напруги на входн и выходе измерителя. Разница напряжения относительно высокая на холодном моторе и низкая на горячем. Температура двигателя используется почти во всех режимах управления.
ДТОЖ, согласно каталогу ВАЗ, имеет номер - 21120-3851010-00 или 21120-3851010-05
Он размещен в потоке охолаживающей жидкости движка на термостате, на головке блока цилиндров.
При возникновении неисправностей цепей датчика температуры ЭБУ заносит в свою память ее код, включает лампочку сигнализатор и вентилятор системы охлаждения, и вычисляет значения температуры охлаждающей жидкости по специальному алгоритму.
Датчик подключен прямо к контроллеру с помощью двухконтактной клеммной колодки, расположенной на его корпусе. Клемма 1 соединяется с контактом 5 ЭБУ. Это электронная масса измерителя. Клемма 2 подключается к контакту 15 контроллера. Сюда приходит сигнал от датчика.
ДТОЖ имеет следующие технические характеристики:
- Ширина - 8 см;
- Длина - 10см;
- Высота - 3 см;
- Вес - 30 грамм;
- Производитель - КЗАЭ.
- Каталожный номер - 2112-3851010, 23.3828БЛ.
Возможные принаки неисправности датчика:
- Мотор неважно пускается, в частности в холодное время;
- Нарушены ездовые параметры машины;
- Р0116 - выход импульса датчика из допустимого предела;
- Р0117 - низкий размер импульса линии соединения сенсора:
- Р0118 - увеличенный уровень сигнала цепи измерителя.
Замена датчика производится в следующей последовательности.
- Работы выполняются на холодном моторе.
- Оттянув фиксатор клеммной колодки датчика, отделяем колодку от его разъема.
- Приготавливаем новый ДТОЖ и укладываем его рядом с местом проведения работ;
- Накидным ключом «на 19» выкручиваем датчик из резьбового отверстия в корпусе термостата
- Извлекаем его из резьбового гнезда
- Сочленение датчика с корпусом термостата герметезируем медной шайбой.
- После этого сразу без задержки вкручиваем исправный датчик. Закручиваем его моментом 10-15 Н-м.
- Одеваем клеммную колодку с проводами на разъем сенсора
Управляющий датчик концентрации кислорода - УДКК
УДКК предназначен для вычисления контроллером степени сгорания горючего в цилиндрах движка. Он измеряет концентрацию кислорода в отработанных газах. По его значениям ЭБУ корректирует объем бензина, поступаемого в камеры сгорания цилиндров мотора.
Управляющий датчик кислорода имеет номер, согласно каталогу ВАЗ - 11180-3850010-00.
Он устанавливается на приемной трубе, перед нейтрализатором. Его чувственный элемент размещается в потоке отработанных газов. УДКК генерирует напругу, меняющуюся в диапазоне 50...900 мВ. Это выходящее напряжение зависит от присуствия или отсутствия кислорода в отработанных газах и от температуры ощущаемого элемента датчика кислорода.
1 - управляющий датчик концентрации кислорода; 2 - диагностический датчик концентрации кислорода.
Для подключения к контроллеру у управляющего датчика кислорода имеется клеммный разьем из четырех контактов. Клемма А подключается к контакту 30 ЭБУ. Сюда приходит сигнал от датчика. Клемма С соединяется с контактом 4 контроллера. Это электронная масса сенсора. Клемма D соединяется с контактом 46 ЭБУ. Отсюда поступает сигнал на подогреватель УДКК. Клемма В подключается к главному реле.
Вероятные принаки повреждения управляющего датчика кислорода:
- Большое количество сажи на датчике - богатая бензовоздушная смесь;
- На датчике белый налет, похожий на мел - измеритель кислорода "отравлен" кремнием, при применении силикона в процессе ремонта;
- На сенсоре песок белого или зеленого цвета - датчик "отравлен" антифризом из структуры охлаждения;
- На измерителе отложения темно-коричневого цвета - в выхлопных газах много масла из-за износа поршневых колец или повреждения структуры вентиляции масляного картенра;
- Р0030 - обрыв цепи обогревателя измерителя до катализатора;
- Р0031 - замыкание цепи контроля на корпус подогревателя датчика до нейтрализатора;
- Р0032 - замыкание линии управления подогревателя датчика на бортовую сеть;
- Р0036 - Разрыв линии управления обогревателем датчика;
- Р0037 - замыкание цепи регулирования нагревателя сенсора на корпус ;
- Р0038 - замыкание линии управления подогревателем датчика на бортовую сеть;
- Р0130 - Поврежден измеритель;
- Р0131 - низкий уровень выходного импульса линии измерителя;
- Р0132 - повышенный размер выходного сигналика цепи датчика;
- Р0133 - слабый ответ сенсора на изменение количества смеси ;
- Р0134 - Линия датчика неактивна;
- Р0136 - Поврежден датчик;
Диагностический датчик концентрации кислорода - ДДКК
ЭБУ следит за окислительно-восстановительными способностями нейтрализатора, анализируя данныя диагностического датчика кислорода, расположенного за ним
ДДКК работает по тому же принципу, что и УДКК. Импульс, генерируемый диагностическим датчиком кислорода, говорит о нахождении кислорода в отработанных газах за нейтрализатором (смотри рисунок в разделе УДКК). Когда нейтрализатор работает исправно, то значения ДДКК будут меньше значений УДКК.
Выходящий импульс прогретого датчика, при функционировании в положении обратной связи, при исправном катализаторе, обязан распологаться в диапазоне от 590 до 750 мВ и не может повторять импульс управляющего датчика кислорода.
Диагностический датчик кислорода на Приоре такой же, как и управляющий датчик кислорода и имеет такой же номер - 11180-3850010-00
Для подсоединения к электронной системе управления двигателем (ЭСУД) диагностический датчик кислорода имеет четырехконтактную клеммную колодку на конце провода. Клемма А соединяется с контактом 2 ЭБУ. Сюда приходит импульс от датчика. Клемма С соединяется с контактом 6 контроллера. Это электронная масса измерителя. Клемма D соединяется с контактом 39 ЭБУ. Отсюда выходит сигнал на нагреватель датчика кислорода. И клемма В подключается к главному реле.
При появлении поломки цепей или самого диагностического датчика кислорода ЭБУ записывает в свою память ее код и подключает сигнальную лампу, сигнализируя о присуствии неисправности.
Датчик детонации Приоры - пьезокерамический
Он предназначен вычислять детонацию движка, созданную процессом возгарания горючего в камерах сгорания цилиндров. Пьезокерамический чувствительный элемент сенсора создает сигнал напруги переменного тока, амплитуда и частота которого соответствует параметрам вибраций движка. При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает. Используя данные датчика контроллер корректирует угол опережения зажигания для снижения детонации.
Датчик детонации смонтирован на блоке цилиндров.
Он имеет каталожное обозначение (артикул) - 21120-3855020-01 или 21120-3855020-02
При появлении неисправностей линий сенсора ЭБУ заносит в свою память ее код и включает лампу сигнализатор.
Для подключения к электронной системы управления двигателем (ЭСУД) датчик детонации имеет двухконтактный разъем на своем корпусе. Контакт 1 подключается к клемме 37 разъема Х2 контроллера. А контакт 2 соединяется с клеммой 38 ЭБУ. Для предотвращения влияния электромагнитных полей на данные датчика его провода заключены в экранирующую оболочку. Она подключается к контакту 47 контроллера. Это электронная масса.
Технические характеристики датчика детонации типа 21120-3855020-01 можно посмотреть на странице нашего сайта: Здесь
Признаки неисправности датчика:
- Повышенная детонация движка;
- Р0326 - выход сигнала датчика из возможного размеры;
- Р0327 - низкий размер сигнала линии сенсора;
- Р0328 - увеличенный уровень сигнала линии измерителя.
Датчик распредвала - датчик ФАЗ (ДФ)
Он предназначен для определения положения распредвала. А через него вычисляется расположение впускных и выпускных клапанов. Принцип работы датчика основан на эффекте Холла. На шкиве впускного распредвала расположен задающий диск с прорезью. Когда упор проходит сквозь прорезь датчика, то сенсор посылает на контроллер импульс напруги уровня "земли" (около 0 В), что отвечает размещению поршня 1-го цилиндра в такте сжатия.
Импульс датчика распредвала применяется ЭБУ для организации последовательного впрыска горючего в соответствии с порядком функционирования цилиндров движка.
Датчик на моторе 21126, 11194 размещается на ГБЦ, возле шкива впускного распредвала.
Он имеет следующее каталожное обозначение (номер) - 21120-3706040-00, 21120-3706040-01, 21120-3706040-04.
Технические характеристики датчика распредвала следующие:
- Ширина - 65 мм;
- Длина - 50 мм;
- Высота - 40 мм;
- Вес - 80 г.;
- Рабочая температура: от -40° С до +100° С;
- Предельный ток нагрузки: 40 мА;
- Напруга электропитания: 12 В;
Датчик фаз на ладе Приора подключен прямо к контроллеру. Для этого у него на корпусе имеется трехконтактный клеммный разъем. Клемма 1 датчика соединяется с контактом 47 ЭБУ. Это электронная масса. Клемма 2 соединяется с главным реле. Клемма 3 сенсора подключается к контакту 31 разъема Х2 контроллера.
1 - датчик распределительного вала; 2 - клеммник сенсора; 3 - резистор 0,5 - 0,6 кОм; 4 - аккумулятор; 5 - светодиод АЛ307; 6 - металлический предмет.
Возможные признаки неисправности датчика распредвала:
- Резко растет расход горючего;
- Сбои в структуре диагностики;
- Р0342 - низкий уровень сообщения импульса:
- Р0343 - повышенный размер сигнала;
- Р0346 - выход сигнала датчика из допустимого размера.
Датчик скорости
Он вырабатывает импульсный сигнал, который передает ЭБУ параметры о скорости движения автомобиля. При вращении ведущих колес датчик скорости автомобиля (ДСА) лады Приора вырабатывает шесть сигналов на метр движения машины. Контроллер определяет скорость авто по частоте движения сигналов.
Датчик скорости установлен на коробке передач.
Ему присвоен каталожный номер - 21700-3843010-00, 21700-3843010-02, 21700-3843010-04
Технические характеристики датчика скорости 21700-3843010:
- Обычная напруга электропитания - 12 В;
- Максимальный ток потребления - 15 мА
- Относительная погрешность преобразования не более 1 импульс на 96 оборотов ротора (1056 импульсов);
- Температура работы - -40 - +120 oС;
- Относительная влажность окружающей среды при температуре + 27 oС - 90%;
- Атмосферное давление - 84 - 107 кПа (630 - 800 мм рт. ст.)
- Ширина - 30 мм;
- Высота - 89 мм;
- Длина - 42,5 мм;
- Масса - 30 гр.
Для подключения к электронной системе управления двигателем у датчика скорости имеется трехконтактный разъем. Контакт 1 подключается к главному реле. Контакт 2 сенсора подсоединяется к клемме 32 ЭБУ. Сюда приходит сигнал от датчика. Клемма 3 соединяется с контактом 47 контроллера. Это электронная масса.
Датчик положения коленчатого вала - ДПКВ
Он предназначен для выяснения расположения коленвала. Для этого датчик положения коленвала лады Приора размещен на расстоянии около 1±0,4 мм от вершины зуба задающего диска, установленного на коленчатом валу двигателя. При вращении задающего диска изменяется магнитный поток в магнитопроводе сенсора, наводя сигналы напруги переменного тока в его обмотке. Контроллер определяет расположение и частоту вращения коленчатого вала по количеству и частоте следования этих сигналов и вычисляет фазу и длительность сигналов управления распылителями и катушкой зажигания.
Датчик коленвала расположен на крышке масляной помпы, на расстоянии около 1±0,4 мм от вершины зубца задающего диска, смонтированного на коленвалу мотора.
ДПКВ, согласно каталога ВАЗ, имеет обозначение - 21120-3847010-00, 21120-3847010-04.
Датчик коленвала имеет следующие технические характеристики:
- Ширина - 25 мм;
- Длина - 65 мм;
- Высота - 20 мм;
- Вес - 50 г.;
- Номер - 191.3847, 2112-3847010
- Рабочие температуры от -40 до +125 oС
- Напруга электропитания - 12 В;
- Сопротивление обмотки датчика, кОм – 0,570 – 0.750;
- Самоиндукция обмотки, мГн – 200 – 420;
- Самое малое отклонение напряжения с сенсора, при частоте задающего шкива 30 об/мин, не менее, В – 0,3;
- Наибольшая амплитуда напруги с датчика, при частоте задающего шкива 7000 об/мин, не больше, В – 250;
Он имеет двухконтактную клеммную колодку, расположенную на его корпусе, для подсоединения к электронной системе управления двигателем (ЭСУД). Клемма А соединяется с контактом 13 контроллера. Клемма В подключается к контакту 1 ЭБУ. Для предотвращения влияния электрических полей на показания ДПКВ его провода заключены в экранирующую обмотку. Она подключается к электронной массе контроллера через контакт 47.
Когда появляется неисправность в цепи датчика коленвала двигатель перестает работать. В это время Эбу записывает в свою память код поломки и включает сигнальную лампочку.
Неисправности датчика коленвала:
- Двигатель не заводится;
- Мотор останавливается на ходку;
- Р0335 - повреждена линия сенсора;
- Р0336 - выход сигнала датчика из разрешенного диапазона;
Замена датчика коленвала производится в следующей последовательности:
- Демонтируем правый грязезащитный щиток моторного отсека;
- Отжав фиксатор клеммной колодки жгута проводов электронной системы управления двигателем (ЭСУД), отделяем колодку от разъема датчика
- Накидным ключом «на 10» откручиваем болт крепления сенсора
- Вытаскиваем его из отверстия в приливе крышки масляного насоса
- Производим замену датчика на исправный
- Вставляем его в отверстие прилива маслянного насоса
- Укрепляем сенсор болтом на 10. Болт затягиваем моментом 4-6 Н-м.
- Вставляем клеммную колодку в ДПКВ
- Устанавливаем на место правый грязезащитный щиток моторного отсека.