Датчики двигателя 406 Газель, змз 409 УАЗ, умз 4213, 4216

Поделиться:

В данной статье изложены все датчики двигателя 409, 406, 405, которые устанавливаются на автомобилях УАЗ и Газель разной модификации. Приведены их технические характеристики и способы проверки исправности датчиков.



Датчик двигателя - электромеханическое устройство с специальным чувствительным элементом для сбора различных параметров состояния 409 двигателя.
На двигателе 409, 4213 и 406 устанавливаются датчики и исполнительные электромеханические устройства. Датчики служат для сбора информации с двигателя, топливной и выпускной систем компьютором автомобиля (Электронным блоком управления двигателем) в реальном текущем времени. После их обработки ЭБУ (Электронный блок управления) передает необходимые каманды на электромеханические исполнительные устройства. С их помощью происходит управление двигателем.

Видеообзор - датчики двигателя 409.10



Другие видеоролики по датчикам двигателя


Перечень датчиков установленных на двигателе 409, 406, 4213, на автомобиле УАЗ и Газель

Подключение датчиков двигателя:

Каталожные номера датчиков и что они обозначают:


Он помогает покупать и устанавливать приборы те, которые подходят именно вашему движку.
Это своего рода подсказка для водителя о том, подходит ли указанный электро датчик ему или нет. Заменяем он или нет с его родным измерителем.
Рассмотрим эту систему обозначения в каталогах на примере указателя напора масла.
Каталожный номер измерителя напора масла - 23.3829010
Нумеpация обозначений сбоpочных единиц и деталей осуществляется по единой семизначной системе. Напpимеp, указатель давления имеет обозначение:
23.3829010, где:

Датчик коленвала
Датчик коленвала BOSCH 0 261 210 113

У него есть еще одно название - датчик синхронизации.
Он предназначен для определения положения коленчатого вала в любой момент работы мотора. Датчик коленвала работает совместно с диском синхронизации. ЭБУ автомобиля с помощью этих устройств определяет ВМТ всех цилиндров двигателя. Начало 20 зуба синхродиска соответствует ВМТ первого цилиндра движка.

Видео: обзор ДПКВ

Видео: замена ДПКВ

Видео: проверка ДПКВ



Более подробную информацию о датчике синхронизации читай на странице: Датчик коленвала

Датчик детонации 18.3855

Датчик детонации является сенсором для определения повышенных детонационных явлений в моторе. Он переводит детонационные стуки в электрические сигналы и отсылает их в электронный блок управления автомобиля. Эбу с помощью данных датчика детонации корректирует угол опережения зажигания в цилиндрах движка.
Установлен данный сенсор на блоке цилиндров, между четвертым и трейтим горшками. К электрической сети движителя это устройство подключается с помощью двухконтактной розетки. Весь его провод помещен в экранирующую оболочку.
Более подробная информация о датчике детонации изложена на странице: Датчик детонации

Видео: обзор датчика детонации

Видео: проверка датчика детонации

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя

Датчик предназначен для измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя (Антифриза) и отправки данных сведений в электронный блок управления (ЭБУ), преобразовав температуру в сигнал напряжения постоянного тока. ЭБУ получив данные с ДТОЖ расчитывает по программе необходимое количество топлива для впрыска форсунками в горшки движителя при запуске и при работе. Если сломается данный датчик то компьютор будет не правильно определять размер вприскиваемого топлива. Произойдет перелив или недостача топлива и как следствие движок не будет запускаться и будет плохо работать.

Взаимозаменяемость ДТОЖ

Видео: обзор датчика температуры

Видео: замена датчика температуры

Видео: проверка датчика температуры

Более объемлющая информацию о датчике температуры охлаждающей жидкости изложена на странице: Датчик температуры


Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя ТМ106-3808000-11 (ТМ106-11)

Назначение и принцип действия датчика указателя температуры 406, 409:
Он предназначен определять температуру охлаждающей жидкости мотора и отсылать данные на указатель температуры на приборном щитке.
Он предсталяют собой полупроводниковые резисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Их сопротивение уменьшается с повышением температуры ожлаждающей жидкости в движителе.
По сравнению с металлическими терморезисторами, полупроводниковые обладают примерно в десять раз большим значением температурного коэффициента сопротивления, то есть изменение температуры вызывает резкое изменение их сопротивлдения.л
Датчик устанавливается на термостате. Он вкручивается в резьбовое гнездо.
Более подробную информацию о датчике указателя температуры охлаждающей жидкости можно найти на странице: Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя

Датчик радиатора (перегрева) ТМ-104

Конструкция датчика радиатора (перегрева) ТМ-104 движка:

Обозначение на рисунке:

Принцип действия датчиков перегрева охлаждающей жидкости:

В них использовано свойство термобиметаллической пластины изгибаться при нагреве. Такая пластина состоит из двух слоев металла, имеющих различное значение коэффициента линейного расширения. Один металл пассивный (инвар) увеличивается меньше при нагреве, чем второй металл активный (сталь).

Термобиметаллическая пластина может крепиться в приборах измерения температуры охлаждающей жидкости в одном конце или в двух. При нагревании такой пластины сталь расширяется больше чем инвар и нагибает пластину в сторону инвара. Это свойство и используется в приборах перегрева:

Обозначение на схемах:

Электрическая схема подключения датчика радиатора (перегрева)

Обозначение на схеме:

Где находится датчик радиатора (перегрева) ТМ-104 на уаз Симбирь 31602:

Аналоги датчика радиатора (перегрева) ТМ-104:


Датчик аварийного давления масла 4021.3829000(30.3829)

Кострукция датчика аварийного давления масла двигателя:

Технические характеристики датчик аварийного давления масла 4021.3829000:
Аналоги датчика аварийного давления масла 4021.3829000:
Где находится датчика аварийного давления масла двигателя:
 Место крепления датчика аварийного давления масла 4021.3829000 находится на специальном разветвителе, вкрученном в резьбовое гнездо в головке двигателя, за термостатом. данное место паказано на фотографии внизу:

Проверка датчика аварийного давления масла двигателя 406, 409:

Проверку датчика аварийного давления масла двигателя производить в следующей последовательности:
  1. Снять датчик с автомобиля
  2. Собрать схему представленную вверху на рисунке
  3. Включить электрический тестер в режим измерения сопротивления
  4. Накачать давление воздуха в тройнике до 0,4-0,8 атмосфер
  5. При давлении 0,4-0,8 атмосфер контакты датчика должны разомкнуться и элетрический тестер должен показать бесконечную величину сопротивления. В этом случае датчик рабочий. В противном случае датчик необходимо заменить.

Возможные неисправности датчика аварийного давления масла двигателя 406, 409:

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) HLM2-4.7 0280212022 BOSCH двигателя

Назначение и принцип действия датчика массового расхода воздуха двигателя 406, 409:
Устройство датчика массового расхода воздуха:
Технические характеристики датчика массового расхода воздуха двигателя:
Где находится датчик массового расхода воздуха ?:
 Датчик массового расхода воздуха устанавливается между воздушным фильтром и дроссельным устройством. он крепится резиновыми рукавами гофрами на хамутах.
 Подключение датчика массового расхода воздуха HLM2-4.7 0280212022 BOSCH осуществляется с помощью шестиконтактной вилки с защелкой.
Аналогом датчика массового расхода воздуха HLM2-4.7 0280212022 BOSCH евляется:
Принципиальная электрическая схема подключения датчика массового расхода воздуха ДМРВ-М ИВКШ.407282003:

Назначение выводов на клемной калодке ДМРВ:
  1. Масса
  2. Минус от ЭБУ
  3. Плюс от ЭБУ
  4. Прожиг
  5. Плюс 12V от реле
  6. ПТСО от ЭБУ
Коды ошибок ДМРВ двигателя 409.10 с Микас 7.2:
Код ошибки
ДМРВ двигателя
409
Наименование неисправности Условия определения
013 НУС Датчика массового расхода воздуха После пуска ДВС
014 ВУС Датчика массового расхода воздуха После пуска ДВС
031 НУС корректора СО После включения зажигания
032 ВУС корректора СО После включения зажигания

Принятые сокращения в таблице ошибок:

Неисправности датчика массового расхода воздуха 407.282.000-01:
Замена датчика массового расхода воздуха
  1. Снять клемму минус аккумуляторной батареи
  2. Снимаем электрический разъем с клемной колодки
  3. Ослабляем металлические хамуты и сдвигаем их на резиновые патрубки влево и вправо
  4. Вынимаем из резиновых патрубков ДМРВ
  5. Вставляем в резиновые патрубки новый ДМРВ, ориентируя его по стрелке. Ориентируем по движению воздуха от воздушного фильтра к двигателю
  6. Надвигаем металлические хамуты к ДМРВ и закрепляем
  7. Одеваем электрический разъем на клемную колодку
  8. Подключаем клемму минус к аккумуляторной батареи



Датчик указателя давления масла 23.3829010 двигателя

Конструкция датчика давления масла 23.3829010 двигателя:

Технические характеристики датчика указателя давления масла 23.3829010:
При покупке датчика давления необходимо брать датчик с артикулом к своей машине. Так как датчик давления работает в паре с указателем давления на панели приборов. И естественно другой артикул не подойдет из за другой градуировки датчика давления.
Проверка датчика указателя давления масла:
Проверку датчика давления масла можно произвести на машине. Для этого необходимо два человека.
Возможные неисправности датчика указания давления масла:
Параметры проверки датчика указателя давления масла двигателя:
Датчик Давление, кгс/см2 Сопротивление нового датчика, Ом Сопротивление предельно изношенного датчика, Ом
23.3829 0 290-330 270-350
1,5 171-200 156-215
4,5 51-79 37-93

Место установки датчика указания давления масла двигателя:

Взаимозаменяемость датчика указания давления масла (Грибок) двигателя 406, 409:
Датчики обозначенные цифрами 1 и 2, приведенные выше в разделе, взаимозаменяемые между собой при условии переделки клеммы подключения на проводе.
Клемму переделать под винт просто - необходимо в клемму вставить кольцо-клемму под болтик 5.
Переделка клеммы под винт в клемму под штырь потребует подключения другой клеммы.

Датчик положения дроссельной заслонки 406.1130000-01 двигателя

Назначение и принцип действия датчика положения дроссельной заслонки 406.1130000-01:

Видео: обзор ДДЗ

Видео: замена ДДЗ

Подробней о датчике положения дроссельной заслонки читай на странице: Датчик дроссельной заслонки


Датчик распредвала двигателя

Назначение и принцип действия датчика распредвала:

Принцип работы датчика основан на эффекте Холла. Размещается в головке цилиндров. Формирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчиком, имеющем вид отогнутой пластины, установленном на заднем конце выпускного распределительного вала.
Момент начала формирования сигнала датчиком фазы соответствует началу такта сжатия в первом цилиндре. Предназначен для определения блоком управления фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя. После прохода отметчика датчика фазы возле его торца ЭБУ отсчитав 180o оборота распредвала подает команду на свечу зажигания в первом цилиндре для воспламенения бензовоздушной смеси.

Датчик фазы отсутствует на части двигателей. В этом случае такт сжатия в первом цилиндре определяется блоком управления двигателя по заложенному в нем специальному алгоритму (программе).

Видео: обзор датчика распредвала двигателя

Видео: замена датчика распредвала двигателя

Видео: проверка датчика распредвала двигателя с помощью лампочки 12 вольт

Видео: проверка датчика распредвала двигателя с помощью светодиода

Подробней о датчике распредвала читай на странице: Датчик распредвала


Датчик кислорода 31602-3826020 (Лямда зонд) двигателя

Устройство датчика кислорода двигателя 406, 409:

Принцип действия датчика кислорода двигателя 406, 409:

При температуре 300-400 0C цирконевый электролит, который входит в конструкцию датчика кислорода, преобретает проводимость. Разница между кислородом атмосферного воздуха и кислородом отработавших газов в выхлопной трубе ведет к появлению на цирконевом электролите лямда зонда выходного напряжения. Это напряжение и получает ЭБУ.
Технические характеристики датчика кислорода 31602-3826020 двигателя:
Место установки датчика кислорода на автомобилях УАЗ:

Аналоги датчика кислорода 31602-3826020 двигателя:
Электрическая схема подключения датчика кислорода двигателя:


Датчик скорости двигателя:

Вид некоторых датчиков установленных на автомобилях уаз представлен внизу на фотографиях:
Конструкция датчика скорости двигателя:

Подключение датчика скорости 342.3843, 34.3843, 341.3843, 352.3843, AP 68.3843 RAR:
Подключение осуществляется с помощью трехконтактной колодки. Схема подключения датчика скорости представлена внизу на рисунке:

Применение датчика скорости 342.3843 двигателя:
Применяется для автомобилей ГАЗ-3110, УАЗ-3160, УАЗ-3165.
Назначение датчика скорости 342.3843 двигателя:
Предназначен для преобразования частоты вращения приводного вала в частоту электрических импульсов, пропорциональную скорости движения автомобиля, или преобразования количества оборотов приводного вала в количество электрических импульсов, пропорциональных пройденному пути автомобиля, а также для системы управления впрыском топлива в двигатель при различных режимах движения автомобиля.
Технические характеристики датчика скорости 342.3843 двигателя:
Разьемные колодки различных датчиков скорости двигателя:

Датчики скорости 34.3843, 341.3843, 342.3843, 352.3843, AP 68.3843 RAR работают совместно с электронными спидометрами 85.3802 и 852.3802.
Место установки датчика скорости 342.3843:
Датчик скорости устанавливается на левой боковой поверхности коробки передач, как показано внизу на фотографиях:

Датчик давления и температуры воздуха двигателя:

Датчик давления состоит из интегрированных на кристалл из кремния пьезорезистивного элемента и соответствующей электроники для усиления сигнала и компенсации температурных влияний. Элементом датчика температуры является терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом.
Датчик предназначен для измерения блоком управления абсолютного давления во впускном коллекторе двигателя и температуры всасываемого воздуха:
Технические характеристики ДАД (BOSCH)** / 0 261 230 217:
Относится к неремонтируемым изделиям.
Конструкция датчика давления и температуры двигателя:

Место установки датчика давления и температуры воздуха на двигателе 409:
Место установки датчика давления и температуры воздуха на двигателе 4213, 4216:

Каталожный номер ДАД (BOSCH)** / 0 261 230 217 на УМЗ и ЗМЗ: 40905.3829010
Аналоги датчика давления и температуры двигателя:
Датчик абсолютного давления воздуха УАЗ HUNTER, PATRIOT,452 дв.40905, 40911 Евро-4 (BOSCH)/0 261 230 217 (40905.3829010)

Датчик неровной дороги "АВТОПРИБОР" (Калуга)/ 3163-3855011 (2123-1413130-02/-03, 25.3855 / 28.3855):

Принцип действия датчика неровной дороги "АВТОПРИБОР" (Калуга)/ 3163-3855011 (2123-1413130-02/-03, 25.3855 / 28.3855):
В системах управления двигателями с высокими требованиями к токсичности выпускных газов нормы (евро-3) блок управления постоянно контролирует наличие пропусков зажигания в цилиндрах и при повышении их количества принудительно отключает впрыск в проблемный цилиндр. Количество несгоревших токсичных веществ в выхлопных газах за счет такого отключения резко снижается и укладывается в требуемые нормы. Оределяет ЭБУ пропуски зажигания за счет снижения скорости движения поршня в цилиндре (анализируя показания датчика положения коленчатого вала).
При движении по неровной дороге, удары в подвеску передаются на двигатель, снижая в определенные моменты скорость вращения коленчатого вала и соответственно движение того или иного поршня. блок управления диагностирует пропуски зажигания и отключает один из цилиндров. Для предотвращения таких ложных срабатываний служит даьчик неровной дороги. Он является своего рода акселерометром, регистрирующем колебания кузова, и информирующем блок управления о том, что автомобиль движется по неровностям. Пьезоэлемент, расположенный в датчике преобразует колебательные движения кузова в изменение выходного сигнала на блок управления (блок подает на него входящее напряжение 5 В). По изменению величины этого сигнала блок управления определяет, что замедление вращения происходит по вине неровной дороги, а не пропусков зажигания и не отключает впрыск.
Электрическая схема подключения датчика неровной дороги "АВТОПРИБОР" (Калуга)/ 3163-3855011 (2123-1413130-02/-03, 25.3855 / 28.3855):

Место установки датчика неровной дороги "АВТОПРИБОР" (Калуга)/ 3163-3855011 (2123-1413130-02/-03, 25.3855 / 28.3855):

Место установки датчика неровной дороги на УАЗ Патриот 3163:

Обозначение на верхнем рисунке:
Датчик неровной дороги на автомобиле УАЗ Патриот устанавливается в моторном отсеке на раме, около правого брызгавика.
Проверка датчика неровной дороги "АВТОПРИБОР" (Калуга)/ 3163-3855011 (2123-1413130-02/-03, 25.3855 / 28.3855):
При неисправности датчика неровной дороги ЭБУ высветит чек и ошибки:
Примечание. ЭБУ по всем датчикам определяет изменение выходного напряжения датчика. Исходя из этого можно сравнить выходное напряжение ДНД нового и неисправного.
Естественно, что сначала надо будет проверить раъем и цепь (проводку) датчика, надежность соединения и целостность элементов. Далее проверяется каждый провод. При помощи мультиметра проверить целостность цепи и отсуствии замыкания на массу.
При помощи специального сканера (ДСТ-2М или МТ-10 СО) можно проверить АЦП сигнала датчика как параметр BSMW в виде ускорения g. Если по датчику щелкнуть или постучать, то сразу видно изменение ускорения: от резкого до ничтожно малого. Изменение параметра BSMW, наблюдается, если раскачивать стоящий автомобиль. ДНТ очень чувствительный датчик. Он не ремонтопригоден.
Взаимозаменяемость датчиков неровной дороги двигателя:
Перечень неисправных датчиков, при которых обеспечивается возможность движения автомобиля на резервных режимах
Работа на резервных режимах обеспечивает возможность движения автомобиля однако не обеспечивает характеристики двигателя, заложенные при разработке. При появлении указанных неисправностей не допускается длительная эксплуатация автомобиля на резервных режимах.
Как видно из выше перечисленных сведений датчик положения коленчатого вала необходимо возить с сабой в автомобиле. Если он неисправен то двигатель не заведется никогда. Если ехать в дальнюю дорогу то не помешает вести с сабой и запасной блок управление двигателем ЭБУ.