ГБЦ (Головка блока цилиндров) ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 и 16 клапанов

Содержание:

  1. ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    • 1.1 - Конструкция ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 восьмиклапанных двигателей 2111, 21114, 21183
    • 1.2 - Основные размеры головки блока цилиндров (ГБЦ) и деталей механизма привода клапанов ВАЗ-2114-2115-2113 8 клпанов.
    • 1.3 - Клапанный механизм 8 клапанной гбц двигателей ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, ВАЗ 2113
    • 1.4 - Клапана впускной и выпускной.
      • 1.4.1 - Конструкция седел клапанов
      • 1.4.2 - Последовательность шлифовки седел клапанов
      • 1.4.3 - Пружина клапана
      • 1.4.4 - Проверка упругости пружин клапанов
      • 1.4.5 - Направляющие втулки клапанов гбц ВАЗ-2114, ВАЗ-2115, ВАЗ-2113 8 клапанов
    • 1.5 - Прокладка гбц ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    • 1.6 - Затяжка гбц ВАЗ-2114-2115-2113 8 клапанов
    • 1.7 - Снятие и разборка ГБЦ 8-ми клапанного двигателя ВАЗ-2114
    • 1.8 - Проверка ГБЦ восьмиклапанного двигателя ВАЗ 2114
    • 1.9 - Правила закручивания гаек крепления корпусов подшипников распредвала
  2. ГБЦ ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, ВАЗ 2113 16 клапанов
    • 2.1 - Размещение гбц (головки блока цилиндров) на 16 клапанном двигателе
    • 2.2 - Конструкция ГБЦ ВАЗ-2114-2115-2113 шестнадцатиклапанных двигателей 21124, 21126
    • 2.3 - Устройство клапанного механизма на 16 клапанном моторе 2114, 2115, 2113
    • 2.4 - Клапана гбц ВАЗ-2114, ВАЗ-2115 ВАЗ-2113 впускной и выпускной 16 клапанных моторов
      • 2.4.1 - Седла клапанов
      • 2.4.2 - Пружины клапанов
      • 2.4.3 - Втулка клапанов гбц ВАЗ 2114, 2115, 2113 16 клапанных моторов
    • 2.5 - Затяжка гбц ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, ВАЗ 2113 16 клапанов

На легковых автомобилях ВАЗ 2114, 2115, 2113 устанавливались двигатели марки ВАЗ-2111, ВАЗ-21114, ВАЗ-11183 с восьмиклапанной гбц и моторы модели ВАЗ-21124, ВАЗ-21126 с шестнадцатиклапанной головкой блока цилиндров.

ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов

Головка блока цилиндров на моторе ВАЗ 2111 — из алюминиевого сплава, единая для всех 4 цилиндров. ГБЦ центрируется на блоке 2 втулками и прикручивается десятью винтами. Между блоком и головкой цилиндров монтируется «на сухую» безусадочная металлоармированная прокладка гбц. Ее вторичное применение не разрешается. Когда длина болтов гбц больше 135,5 мм, то их также нужно заменить новыми

Сверху на гбц размещены 5 опор распредвала. Опоры изготовлены разъемными, а отверстия в них изготавливаются в сборе с корпусами подшипников (передний и задний), из-за этого менять опоры распредвала нужно в сборе с головкой блока цилиндров. При сборке на поверхности гбц, сопрягающейся с корпусами подшипников, в зоне крайних опор распредвала наносят герметик типа КЛТ-75М

Расположение ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 на 8 клапанном двигателе.

ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 на моторе

  1. Гайка М6 с номером 00001-0058962-11;
  2. Шпилька - 21114-1003274-00;
  3. Гайка - 21080-1003298-00;
  4. Шайба - 21080-1003278-01;
  5. Втулка - 21080-1003277-01;
  6. Шпилька - 21080-1003274-00;
  7. Болт - 21080-1003271-01;
  8. Болт - 21080-1003271-00;
  9. Шайба крепления головки цилиндров - 21080-1003265-00;
  10. Головка блока цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2114, 2115, 2113 - 11180-1003011-00, 21083-1003011-00;
  11. Заглушка 10 чашечная - 00001-0043282-01;
  12. Заглушка 30 чашечная - 00001-0043291-01;
  13. Втулка установочная - 21010-1002042-00;
  14. Блок цилиндров - 11183-1002011-10, 21083-1002011-00;
  15. Заглушка - 21083-1002046-00;
  16. Заглушка 36 чашечная - 00001-0043292-01;
  17. Болт М10х1,25х65 самоконтрящийся - 00001-0042343-30;
  18. Болт М6х20 - 00001-0009024-21;
  19. Шайба 8 - 00001-0005194-01;
  20. Датчик фаз - 21110-3706040-00, 21110-3706040-01, 21110-3706040-02;
  21. Кольцо уплотнительное - 21110-3706042-00;
  22. Заглушка - 21110-1003288-10, 21110-1003288-14;
  23. Кольцо уплотнительное - 21080-1003284-00, 21080-1003284-10;
  24. Болт М6х40 - 21110-1003286-00;
  25. Кольцо уплотнительное - 21110-1003284-00;
  26. Заглушка - 21110-1003288-00;
  27. Гайка М6 низкая - 00001-0007259-11;
  28. Шайба 6 пружинная коническая - 00001-0011977-73;
  29. Шпилька М6х22 - 00001-0035412-21;
  30. Крышка головки цилиндров - 21080-1003260-00, 21080-1003260-10, 21114-1003260-00;
  31. Прокладка крышки головки цилиндров - 21080-1003270-10, 21080-1003270-11;
  32. Прокладка головки цилиндров - 21083-1003020-10, 21083-1003020-11, 21083-1003020-12;
  33. Датчик детонации - 21120-3855020-01, 21120-3855020-02, 21120-3855020-03;
  34. Болт М8х25 - 00001-0060436-21;
  35. Втулка установочная - 21010-1002040-00.

Конструкция ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 восьмиклапанных двигателей 2111, 21114, 21183

ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 моторов ВАЗ-2111, ВАЗ-21114, ВАЗ-21183

Для двигателя ВАЗ 2111 головка имеет следующее обозначение (Артикул) - 2111-1003011-40.

Для двигателей ВАЗ 11183, 21114 гбц имеет следующее обозначение (Артикул) - 1118-1003011.

Основные размеры головки блока цилиндров (ГБЦ) и деталей механизма привода клапанов ВАЗ 2114-2115-2113 8 клпанов

  • Диаметр отверстия под направляющую втулку клапана должен составлять от 13,950 до 13,977 мм;
  • Диаметр тарелки впускного клапана равен 37 мм;
  • Диаметр ножки клапана составляет от 7,985 до 8,000 мм;
  • Фаска впускного клапана равна 45'30'±5';
  • Внутренний диаметр направляющей втулки впускного клапана равен от 8,022 до 8,040 мм;
  • Наружный диаметр направляющей втулки впускного клапана со стороны маслосъемного колпачка составляет от 14,040 до 14,058 мм.
  • Диаметр отверстия в подшипниках распредвала составляет от 25,000 до 25,025 мм;
  • Диаметр посадочного места под отверстие подшипника распреждвала составляет от 24,915 до 24,931 мм;
  • Диаметр отверстия в ГБЦ под толкатель клапана должен составлять от 35,320 до 35,345 мм;
  • Диаметр тарелки выпускного клапана составляет 31,5 мм;
  • Фаска выпускного клапана роавна 45'30'±5';
  • Наружный диаметр толкателя клапана равен от 35,275 до 35,295 мм;
  • Внутренний диаметр отверстия направляющей втулки выпускного клапана равен от 8,029 до 8,047 мм.

Размеры ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113

Клапанный механизм 8 клапанной гбц двигателей ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, ВАЗ 2113

Клапана изготовлены из стали (выпускной — с головкой из жаропрочной стали с наплавленной фаской). Они размещены в один ряд, наклонены к плоскости, проходящей через оси цилиндров. Тарелка впускного клапана большего диаметра, чем выпускного. Зазор в приводе клапана регулируется подборкой толщины специальной регулировочной шайбы, размещенной в гнезде толкателя (маркировкой вниз). В запчасти идут регулировочные шайбы толщиной от 3,00 до 4,50 мм с шагом 0,05 мм. Шайбы сделаны из стали 20Х. Для увеличения износостойкости их поверхность нитроцементирована

Толкатели клапанов цилиндрические стаканчики, передвигающиеся в отверстиях гбц и опирающиеся на торцы стержней клапанов. Для увеличения прочности поверхность, соприкасающаяся с клапаном, цементируется. При работе мотора толкатели поворачиваются за счет смещения оси кулачка относительно оси толкателя на 1 мм. Клапан запирается под действием 2 пружин. Нижними концами пружины опираются на шайбу, а верхняя тарелка пружин удерживается 2 сухарями. Соединенные сухари имеют форму усеченного конуса, а их внутренняя поверхность — 3 упорных буртика, входящие в проточки на стержне клапана

Клапанный механизм ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113

  • 7 - Сухарь клапана с обозначением 21080-1007028-00;
  • 8 - Тарелка пружины с артикулом 21080-1007025-00;
  • 9 - Пружина наружная 21080-1007020-00;
  • 10 - Пружина внутренняя с номером 21080-1007021-00;
  • 11 - Шайба опорная с обозначение 21080-1007022-00;
  • 12 - Колпачок маслоотражательный с артикулом 21080-1007026-02, 21080-1007026-03;
  • 13 - Втулка направляющая (+ 0,02)- 21080-1007032-20, (+ 0,22) - 21080-1007032-22;
  • 14 - Клапан впускной с номером 21080-1007010-00;
  • 16 - Шайба регулировочная (3,00 мм.) - 21080-1007056-00, (3,05 мм.) - 21080-1007056-10, (3,10 мм.) - 21080-1007056-11, (3,15 мм.) - 21080-1007056-12, (3,20 мм.) - 21080-1007056-13, (3,25 мм.) - 21080-1007056-14, (3,30 мм.) - 21080-1007056-15, (3,35 мм.) - 21080-1007056-16, (3,40 мм.) - 21080-1007056-18, (3,45 мм.) - 21080-1007056-20, (3,50 мм.) - 21080-1007056-22, (3,55 мм.) - 21080-1007056-24, (3,60 мм.) - 21080-1007056-26, (3,65 мм.) - 21080-1007056-28, (3,70 мм.) - 21080-1007056-30, (3,75 мм.) - 21080-1007056-32, (3,80 мм.) - 21080-1007056-34, (3,85 мм) - 21080-1007056-36, (3,90 мм.) - 21080-1007056-38, (3,95 мм.) - 21080-1007056-40, (4,00 мм.) - 21080-1007056-42, (4,05 мм.) - 21080-1007056-44, (4,10 мм.) - 21080-1007056-46, (4,15 мм.) - 21080-1007056-48, (4,20 мм.) - 21080-1007056-50, (4,25 мм.) - 21080-1007056-52, (4,30 мм.) - 21080-1007056-54, (4,35 мм.) - 21080-1007056-56, (4,40 мм.) - 21080-1007056-58, (4,45 мм.) - 21080-1007056-60, (4,50 мм.) - 21080-1007056-62;
  • 17 - Толкатель - 21080-1007055-00;
  • 18 - Кольцо стопорное - 21010-1007035-00;
  • 19 - Втулка направляющая (+ 0,02)- 21080-1007033-20, (+ 0,22) - 21080-1007033-22;
  • 20 - Клапан выпускной - 21080-1007012-00.

Механизм привода клапанов:

  • 1 - головка блока цилиндров (ГБЦ);
  • 2 - клапан;
  • 3 — толкатель;
  • 4 - корпус подшипников распределительного вала;
  • 5 - распределительный вал;
  • 6 — регулировочная шайба;
  • 7 - маслооиколпачок;
  • А — зазор между кулачком и регулировочной шайбой.

Механизм привода клапанов ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов

Клапана впускной и выпускной

  1. Клапан впускной - номер 21080-1007010-00;
  2. Клапан выпускной - номер 21080-1007012-00.

Клапана ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов

Не допускается односторонний износ стержня клапана по рабочей поверхности (осмотр визуальный).

Не допускаются: трещины, сколы, односторонний износ (осмотр визуальный).

Допустимые размеры клапанов после шлифовки согласно таблице, расположенной внизу (микрометр МК-25-1, индикатор ИЧ-10, штатив ШМ-ПВ-8, призма поверочная, штангенциркуль ЩЦ-1-125-0,1).

Обозначение
клапана
Общая длина L,
не менее, мм
Высота h цилиндрической части
тарелки клапана, не менее, мм
2108-1007010 - впускной
2108-1007012 - выпускной
103,2 0,5

Зазор в паре "втулка - клапан" не должен быть более: для головок цилиндров 2111/1118-1003011 - 0,3 мм.

Применяемость и отличительные особенности клапанов представлены внизу в таблице

Обозначение клапана Диаметр тарелки
клапана, мм
Количество канавок
под сухари, шт.
Обозначение головки цилиндров
2108-1007010 - впускной 37±0,15 3 2111-1003011-40, 1118-1003011
2108-1007012 - выпускной 31,5±0,15

Наибольший размер от нижней тарелки клапана до базовых диаметров (36 и 30,5 мм) обязаны равняться 1,3-1,5 и 1,8-2,0 мм

Клапана ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов

Конструкция седел клапанов

Седла ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов

Буквой "а" обозначены новые седла, буквой "б" седла после обработки. Размеры в скобках для седла впускного клапана 21081.

Перечень инструмента для обработки седел клапанов приведен в таблице ниже, штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1.

Обозначение гбц Наименование
седла клапана
Инструмент для обработки
Фрезерование Шлифование
2111-1003011-40,
1118-1003011
Седло выпускного
клапана 2108
Фрезы
А.94003,
А.94101
Центрирующий
стержень
А.94059,
оправка
А.94058
Шлифовальный ,br>круг
А.94078
Оправка
А.94058,
вороток из
набора № 3

На рабочих поверхностях фасок седел (область контакта с клапанами) не должно быть точечных раковин, коррозии и повреждений. Малые повреждения устраняйте шлифованием седел. При этом нужно снимать как можно меньше металла. Шлифовать можно как вручную,так и шлифовальной машинкой.

Последовательность шлифовки седел клапанов

  1. Всуньте в направляющую втулку клапана центрирующий стержень А.94059 и профрезеруйте фаску 15° фрезой А.94092 для седла впускного клапана или А.94003 - для выпускного фрезы надеваются на шпиндель А.94058;
  2. Профрезеруйте фаску 20° фрезой А.94031 для седла впускного клапана или А.94101 — для выпускного;
  3. Прошлифуйте фаску 45°, обеспечивая ширину фаски и базовые диаметры 36 и 30,5 мм. Фаски шлифуются коническими кругами А.94100 для седел впускных клапанов и А.94078 — для выпускных. Круги надеваются на шпиндель А. 94069.
  4. В момент касания круга с седлом шлифовальная машинка должна быть отключена, иначе возникнет вибрация и фаска будет неправильной.
  5. После шлифования тщательно промойте седла и каналы гбц продуйте сжатым воздухом.

Седла клапанов ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов

Пружины клапана

  1. Пружина наружная - номер 21080-1007020-00;
  2. Пружина внутренняя - номер 21080-1007021-00.

Пружина клапана ВАЗ 2114, 2115, 2113

Допустимые размеры пружин согласно таблице, размещенной внгизу (штангенциркуль ЩЦ-1-125-0,1).

Обозначение пружин Высота Н пружины в свободном состоянии,
не менее, мм
2108-1007020 - наружная 45,0
2108-1007021 - внутренняя 33,9

Применяемость и отличительные особенности пружин согласно таблице, расположенной внизу.

Обозначение пружин Внутренний диаметр
пружины, мм
Диаметр
проволоки, мм
Обозначение головки цилиндров
2108-1007020 - наружная 23,25±0,3 3,6 2111-1003011-40, 1118-1003011
2108-1007021 - внутренняя 15,45±0,2 2,7

Проверка упругости пружин клапанов

Наружная пружина клапана:

  • В свободном состоянии высота должна составлять 45,2 мм;
  • Под нагрузкой 26±1,7 кгс (255,1±16,7 Н) высота должна составлять 33,7 мм;
  • Под нагрузкой 46,2±2,4 кгс (453,2±23,5 Н) высота должна составлять 33,7 мм.

Внутренняя пружина клапана:

  • В свободном положении высота должна равняться 34,1 мм;
  • Под нагрузкой 9,0±0,8 кгс (88,3±7,8 Н) высота должна составлять 29,7 мм;
  • Под нагрузкой 27,5±1,5 кгс (269,8±14,7 Н) высота обязана быть 20,7 мм.

Проверка пружин клапанов ВАЗ 2114, 2115, 2113

Направляющие втулки клапанов гбц ВАЗ-2114, ВАЗ-2115, ВАЗ-2113 8 клапанов

  1. Втулка направляющая впускного клапана с номером 21080-1007032-20
  2. Втулка направляющая выпускного клапана с номером 21080-1007033-20

Направляющие втулки клапанов ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113

Размеры ремонтных направляющих втулок клапанов по наружному диаметру приведены в таблице, расположенной внизу.

Обозначение втулки Длина втулки, мм Наружный диаметр втулки, мм
2108-1007032-20 (+ 0,02) - вп. 37,6 14,06 - 14,08
2108-1007033-20 (+ 0,02) - вып.
2108-1007032-22 (+ 0,22) - вп. 37,6 14,26 - 14,28
2108-1007033-22 (+ 0,22) - вып.

При установки втулки 2-го ремонтного размера, отверстие под втулку развернуть до диаметра 14,2-0,01 мм для втулок 2108 (развертки из комплекта А.90310).

Когда была выпрессована втулка второго ремонтного размера, головка блока цилиндров подлежит замене.

Размеры отверстий в втулках обеспечиваются технологически (нутромер НИ-6-10-1, развертки: А.90310/2 для втулок 2108 выпускных клапанов, А.90310/1 для втулок 2108 впускных клапанов). Размеры отверстий после обработки приведены в таблице, расположенной внизу

Обозначение втулки Размер отверстия под клапан, мм
2108-1007032 8,02+0,02
2108-1007033 8,03+0,02

Проконтролируйте зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов, промерив диаметр стержня клапана и отверстие направляющей втулки.

Базовый зазор для новых втулок должен быть 0,022-0,055 мм для впускных клапанов и 0,029-0,062 мм — для выпускных. Наиболее допустимый предельный зазор (при износе) 0,3 мм при условии отсутствия увеличенного шума газораспределительного механизма:

Если возросший зазор между направляющей втулкой и клапаном не устраняется заменой клапана, замените втулки клапанов, пользуясь для их выпрессовки и запрессовки оправкой А. 60153В

Оправка для удаления направляющих втулок клапанов 2114 8 клапанов

Запрессуйте направляющие втулки с надетым стопорным кольцом до упора его в тело головки блока цилиндров.

После запрессовки разверните отверстия в направляющих втулках клапанов развертками А.90310/1 (для втулок впускных клапанов) и А.90310/2 (для втулок выпускных клапанов). Затем прошлифуйте седло клапана и, при необходимости, доведите ширину рабочей фаски до нужных размеров.

Прокладка гбц ваз 2114, 2115, 2113 8 клапанов

Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) ваз 2114, 2115, 2113 8 клапанов имеет следующие номера: 21083-1003020-10, 21083-1003020-11, 21083-1003020-12

Прокладка ГБЦ 2114 8 клапанов

Новую прокладку гбц ВАЗ 2114, 2115, 2113 с двигателем 8 клапанов устанавливаем по двум центрирующим втулкам.

Затяжка гбц ВАЗ-2114-2115-2113 8 клапанов

Монтируем болты крепления гбц на ВАЗ 2114, 2115, 2113 с 8 клапнным мотором и затягиваем их в 4-ре прохода по схеме, представленной ниже:

Схема затяжки ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов

  • Первый проход – затягиваем болты с моментом 20 Н.м (2 кгс.м);
  • Второй проход – затягиваем болты с моментом 69,4–85,7 Н.м (7,1–8,7 кгс.м);
  • Третий проход – доворачиваем болты на 90°;
  • Четвертый проход – доворачиваем болты на 90°.

Болты крепежа гбц можно смонтировать вторично только тогда, если их длина не превышает 135,5 мм. Если их длина больше, то их нужно менять на новые болты.

Снятие и разборка ГБЦ 8-ми клапанного двигателя ВАЗ-2114

Детали схемы разборки ГБЦ восьмиклапанного мотора ВАЗ 2114:

  1. Головка цилиндров;
  2. Распредвал;
  3. Задний корпус подшипников распределительноговала;
  4. Прокладка;
  5. Крышка головки цилиндров;
  6. Передний корпус подшипников распределительного вала;
  7. Сальник.

Схема разборки ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
;

Работы по снятию и разборке гбц производятся на эстакаде или смотровой канаве

Демонтаж и разборку головки блока цилиндров выполняем в следующей последовательности:

  1. Отключаем клемму минус от аккумуляторной батареи;
  2. Сливаем антифриз из мотора;
  3. Отделяем приемную трубу от выпускного коллектора;
  4. Демонтируем ресивер с дроссельным узлом;
  5. Снимаем «массовые» провода от левого торца гбц, топливную рампу с форсунками и топливными трубками;
  6. Демонтируем наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания, разъемы датчиков указателя давления масла и температуры охолаживающей жидкости;
  7. Вынимаем ремень ГРМ, натяжной ролик с дистанционной шайбой, зубчатый шкив распредвала;
  8. Откручиваем гайку крепления задней крышки привода ГРМ к гбц;
  9. Демонтируем клапанную крышку головки блока цилиндров;
  10. Крестообразной отверткой ослабляем хомуты и демонтируем все трубки с выпускного патрубка гбц

    Снятие шлангов с выпускного патрубка ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    ;

  11. Шестигранником «на 10» откручиваем 10 болтов крепления головки блока цилиндров

    Снятие болтов ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    ;

  12. Дастаем болты с шайбами

    Извлечение болтов ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    ;

  13. Демонтируем ГБЦ

    Снятие ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    ;

  14. Достаем прокладку головки блока цилиндров

    Снятие прокладки ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    ;

  15. Снимаем сухари с клапанов. При демонтаже клапанного механизма нужно подложить под тарелку рассухариваемого клапана деревянный брусок.

    Рассухаривание клапанов ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    ;

  16. Извлекаем клапана из направляющих втулок

    Извлечение клапанов ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    ;

  17. Ключом «на 13» откручиваем 2 гайки крепления выпускного патрубка

    Снятие крепежа выпускного патрубка с ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    ;

  18. Снимаем патрубок и прокладку

    Снятие выпускного патрубка с ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    ;

Проверка ГБЦ восьмиклапанного двигателя ВАЗ-2114

Для производства работы нужны будут следующие инструменты:

  1. Специальный шаблон или широкая слесарная линейка;
  2. Набор плоских щупов.

Работы по проверке ГБЦ выполняем в следующей последовательности:

  1. Выполняем демонтаж головку блока цилиндров;
  2. Очищаем гбц от грязи и нагара, отмываем ее от масляных отложений, металлической щеткой щищаем нагар со стенок камер сгорания.
  3. Осматриваем головку блока цилиндров. На ней не допускаются трещины. На рабочих плоскостях опор распредвалов и стенках посадочных отверстий толкателей не должно быть задиров и следов наволакивания металла. Направляющие и седла клапанов обязаны плотно сидеть в теле гбц, без следов их смещения при работе газораспределительного механизхма. Клапаны и их седла не должны иметь трещин и следов прогорания.
  4. Осматриваем плоскостность головки. Работу выполняем в 2 этапа. Для этого нужен специальный шаблон, но если его нет, то проверить нижнюю привалочную поверхность головки с достаточной степенью точности можно и при помощи широкой слесарной линейки. Укладываем линейку по диагонали, ребром к плоскости головки. Убеждаемся в отсутствии щели между ребром линейки и плоскостью гбц. Зазор может быть как в средней части плоскости, так и по ее краям. Замер зазора проводим по обеим диагоналям набором плоских щупов.

    Измерение кривизны ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов

    Наибольший допустимый зазор — 0,1 мм.

    Рекомендация ! Когда щель больше разрешенного, головку нужно фрезеровать по привалочной плоскости или менять.

  5. Контролируем герметичность головки блока цилиндров. Для этой цели на торцевой плоскости головки закрываем окно подачи тосола к термостату (можно постановить патрубок термостата, подложив под него прокладку, вырезанную из резины). Переворачиваем гбц и заполняем ее внутренние объемы для тосола керосином.

    Проверка герметичности ГБЦ ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов

  6. Убеждаемся что нет утечек керосина из головки блока цилиндров.

    Рекомендация ! Если обнаружена утечка, а также при обнаружены раковины на привалочной поверхности, можно попробовать исправить гбц с помощью холодной сварки или заменить ее новой.

Правила закручивания гаек крепления корпусов подшипников распредвала

Устанавливаем корпусы подшипников и закручиваем гайки их крепления в два приема:

  1. Предварительно закручиваем гайки в последовательности, указанной на рисунке внизу, до прилегания плоскостей корпусов подшипников к гбц, следя затем, чтобы установочные втулки корпусов свободно вошли в свои посадочные гнезда

    Очередность затяжки гаек крышек подшипников распредвала ВАЗ 2114, 2115, 2113 8 клапанов
    ;

  2. Второй раз затяните гайки усилием 21,6 Н -м (2,2 кгс -м) в том же порядке.

ГБЦ ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, ВАЗ 2113 16 клапанов

Головка цилиндров цилиндров – общая для всех 4 цилиндров. Она изготовлена из алюминиевого сплава. Центрируется на блоке 2 втулками и крепится 10 винтами. Между блоком и гбц (их плоскости должны быть сухими) монтируется безусадочная металлоармированная прокладка (ее вторичное применение не допускается).

В верхней части гбц размещены опоры распредвалов – по 5 с каждой стороны головки. Отверстия в опорах, изготовлены разъемными, обрабатываются в сборе с корпусом подшипников. Менять корпус необходимо в сборе с гбц. На поверхности головки блока цилиндров, сопрягающиеся с корпусом подшипников, наносят герметик Локтайт № 574.

Распредвалы – литые, чугунные, пятиопорные, у каждого – 8 кулачков (пара соседних кулачков открывает одновременно 2 клапана в цилиндре). Распредвалы приводятся во вращение зубчатым ремнем от коленвала. В связи с повышенными нагрузками на зубчатый ремень его ширина в модификациях двигателя 2112, по сравнению с млдифтикациями мотора 2111, увеличена с 19,0 до 25,4 мм (соответственно, увеличена ширина зубчатых шкивов и роликов). Под шкивом впускного распредвала размещается опорный ролик, под выпускным – натяжной. Для функционирования датчика фаз к зубчатому шкиву впускного распредвала приварен диск. На приводных шестернях роасполагаются установочные метки: если метка на шкиве коленвала совпадает с меткой на корпусе масляного насоса (метка на маховике располагается против среднего деления шкалы на картере сцепления), то метки на шкивах распредвалов должны совпадать с метками на задней крышке привода распредвалов.

Седла (сделанные из металло-керамики) и направляющие втулки клапанов (латунные) запрессованы в гбц. Отверстия во втулках обрабатываются после запрессовки. Внутренний диаметр втулок уменьшен, по сравнению с двигателями модели 2111, с 8 до 7 мм. В комплекте запасных частей идут также ремонтные втулки с наружным диаметром 12,279-12,290 мм (увеличенным на 0,2 мм по сравнению с номинальным). На внутренней поверхности втулок для смазки изготовлены канавки, похожие на резьбу: у втулок впускных клапанов – на всю длину, у выпускных – до половины длины отверстия. Сверху на втулки насажены маслоотражательные колпачки, выполненные из маслостойкой резины.

Клапаны – стальные, выпускной – с головкой из жаропрочной стали с наплавленной фаской. Площадь тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. По габаритам они меньше, чем клапаны двигателей модели 2111. Клапаны размещены в 2 ряда, V-образно. Приводятся в действие от кулачков распредвалов через гидровлические толкатели. Ось кулачка смещена относительно оси гидротолкателя на 1 мм. За счет этого при работе мотора корпус толкателя поворачивается вокруг своей оси, что обесечивает его более равномерный износ. Гидровлические толкатели выбирают зазор между кулачком и корпусом толкателя при работе движка, что уменьшает шум грм, а также исключает его обслуживание (регулировка зазора не нужна). Для работы гидротолкателей нужна постоянная подача масла под давлением. Для этого в гбц есть канал с обратным шариковым клапаном (он предотвращает слив масла из каналов после остановки мотора), а также каналы на нижней плоскости корпуса подшипников (они же подводят масло и к шейкам распредвалов). Гидровлические толкатели весьма чувствительны к качеству масла и его чистоте. При наличии в масле механических примесей возможен быстрый выход из строя плунжерной пары гидротолкателя, что сопровождается повышенным шумом в грм и интенсивным износом кулачков распредвала. Неисправный гидровлический толкатель ремонту не подлежит, его следует менять.

Клапан закрывается под воздействием одной пружины. Нижним концом она опирается на шайбу, а верхним - на тарелку, удерживаемую 2 сухарями. Соединенные сухари снаружи имеют форму усеченного конуса, а на внутренней поверхности – 3 упорных буртика, входящие в проточки на стержне клапана.

ГБЦ 16 клапанных двигателей ВАЗ 2114, 2115, 2113 моделей ВАЗ-21124, ВАЗ-21126 имеют номер 21126-1003011

Размещение гбц (головки блока цилиндров) на 16 клапанном двигателе

Расположение ГБЦ на 16 клапанном моторе ВАЗ 2114, 2115, 2113

Расшифровка обозначений на рисунке:
1 - Болт М6х53 с номером 21120-1003326-10;
2 - Болт М10х1,25х98 - 21120-1003271-01;
3 - Шайба - 21120-1003265-00;
4 - Датчик фаз - 21120-3706040-00, 21120-3706040-01, 21120-3706040-04;
5 - Шайба 6 - 00001-0005194-01;
6 - Шайба 6 пружинная - 00001-0005164-70;
7 - Болт М6х16 - 00001-0009022-21;
8 - Втулка направляющая - 21120-1003346-00;
9 - Пружина нажимная - 21120-1003348-00;
10 - Шарик - 21120-1003349-00;
11 - Втулка установочная головки цилиндров - 21010-1002042-00;
12 - Блок цилиндров в сборе - 11193-1002011-00, 21126-1002011-00;
13 - Заглушка - 21083-1002046-00;
14 - Заглушка 36 чашечная - 00001-0043292-01;
15 - Болт М10х1,25х65 - 00001-0042343-30;
16 - Крышка головки цилиндров в сборе - 21120-1003260-30, 21124-1003260-00;
17 - Опора ресивера - 21120-1008104-00, 21120-1008104-01;
18 - Крышка головки цилиндров - 21120-1003264-30;
19 - Крышка головки цилиндров - 21124-1003264-00;
20 - Заглушка - 21120-1003290-00;
21 - Головка блок цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2114, 2115, 2113 в сборе - 21126-1003011-00;
22 - Болт М6х36 - 21120-1006086-00;
23 - Прокладка головки цилиндров - 21120-1003020-00, 21120-1003020-01, 21120-1003020-11;
24 - Датчик детонации - 21120-3855020-01, 21120-3855020-02, 21120-3855020-03;
25 - Болт М8х25 - 00001-0060436-21;
26 - Втулка установочная картера сцепления - 21010-1002040-00.

Конструкция ГБЦ ВАЗ-2114-2115-2113 16-ти клапанных двигателей 21124, 21126

Конструкция ГБЦ на 16 клапанном моторе ВАЗ 2114, 2115, 2113

  1. Выпускной распредвал;
  2. Сальник;
  3. Впускной распредвал;
  4. Корпус подшипника распредвала;
  5. Уплотнительное кольцо;
  6. Направляющая труба;
  7. Уплотнительное кольцо;
  8. Крышка головки цилиндров;
  9. Кронштейн крепления жгута проводов;
  10. Заглушки;
  11. Отличительный поясок впускного распределительного вала

Размещение клапанов на гбц 16 клапанных моторов ВАЗ 2114, 2115, 2113.

Разрез ГБЦ на 16 клапанном моторе ВАЗ 2114, 2115, 2113

Устройство клапанного механизма на 16 клапанном моторе 2114, 2115, 2113

Размещение клапанов на гбц 16 клапанных моторов ВАЗ 2114, 2115, 2113.

Устройство клапанного механизма на 16 клапанном моторе ВАЗ 2114, 2115, 2113

  • 1 - Вал распределительный выпускной с номером - 21120-1006014-00;
  • 2 - Сухарь клапана - 21120-1007028-00;
  • 3 - Тарелка пружины - 21120-1007025-00;
  • 4 - Пружина клапана - 21120-1007020-00, 21120-1007020-01, 21120-1007020-02;
  • 5 - Шайба опорная - 21120-1007022-00;
  • 6 - Колпачок маслоотражательный - 21120-1007026-00, 21120-1007026-02, 21120-1007026-03;
  • 7 - Втулка направляющая +0,02 мм - 21120-1007032-20, +0,22 мм - 21120-1007032-22;
  • 8 - Клапан выпускной - 21120-1007012-01, 21120-1007012-02, 21120-1007012-03;
  • 9 - Сальник - 21080-1005034-00, 21080-1005034-01, 21080-1005034-02, 21080-1005034-02, 21100-1005040-00;
  • 10 - Вал распределительный впускной - 21120-1006015-00;
  • 11 - Толкатель гидравлический - 21120-1007300-01; 21120-1007300-02;
  • 12 - Клапан впускной - 21120-1007010-01, 21120-1007010-02, 21120-1007010-03.

Клапана гбц ВАЗ-2114, ВАЗ-2115 ВАЗ-2113 впускной и выпускной 16 клапанных моторов

  1. Клапан впускной с номером 21120-1007010-01, 21120-1007010-02, 21120-1007010-03;
  2. Клапан выпускной с артикулом 21120-1007012-01, 21120-1007012-02, 21120-1007012-03.

Не разрешается односторонний истирание стержня клапана порабочей поверхности (диагностика визуальная).

Не разрешается: трещины, сколы, одностороннее истирание (диагностика визуальная).

Клапана на 16 клапанном моторе ВАЗ 2114, 2115, 2113

Разрешенные габариты клапанов после шлифовки должны соответствовать таблице, расположенной внизу. Измерения производятся с помощью микрометра МК-25-1, индикатора ИЧ-10, штатива ШМ-ПВ-8, призмы поверочной, штангенциркуля ЩЦ-1-125-0,1.

Обозначение клапана Общая длина L,
не менее, мм
Высота h цилиндрической части
тарелки клапана, не менее, мм
2112-1007010-01 - впускной 96,0 0,8
2112-1007012-01 - выпускной 97,0

На основании измерений выяснить зазор в паре "втулка - клапан".

Допустимый зазор не должен быть более: для головок цилиндров 21126 - 1003011 - 0,15 мм;

Применяемость и отличительные особенности клапанов согласно таблице, расмещенной внизу.

Обозначение
клапана
Диаметр тарелки
клапана, мм
Количество канавок
под сухари, шт.
Обозначение головки цилиндров
2112-1007010-01 29±0,2 3 21126-1003011
2112-1007012-01 25,5±0,2

Седла клапанов

Профиль и размеры седел клапанов приведены на рисунке, размещенном внизу.

Седла клапанов на 16 клапанном моторе ВАЗ 2114, 2115, 2113

Углы фрезеровки обеспечиваются технологически. Буквой "а" обозначены новые седла, буквой "б" седла после обработки.

Перечень инструмента для обработки седел клапанов приведен в таблице, размещенной внизу. Для измерения размеров седел использовать штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1

Обозначение
головки цилиндров
Наименование
седла клапана
Инструмент для обработки
Фрезерование Шлифование
21126-1003011 Седло впускного
клапана 1119
Седло выпускного
клапана 1119
Приспособление
67.2370 9503
Приспособление
67.2370 9505

Пружины клапанов

На каждом клапане расположено по одной пружине

Обозначение (Артикул) пружины клапанов - 21120-1007020-00, 21120-1007020-01, 21120-1007020-02;

Пружина клапана на 16 клапанном моторе ВАЗ 2114

Разрешенные параметры пружин согласно таблице, расположенной внизу. Измерения производятся с помощью штангенциркуля ЩЦ-1-125-0,1.

Обозначение пружин Высота Н пружины в свободном состоянии, не менее, мм
2112-1007020 38,2

Использование и отличительные признаки пружин представлены внизу в таблице.

Обозначение пружин Внутренний диаметр
пружины, мм
Диаметр
проволоки, мм
Обозначение
головки цилиндров
2112-1007020 18,6±0,2 3,6 21126-1003011-00

Втулка клапанов гбц ВАЗ 2114, 2115, 2113 16 клапанных моторов

Втулка направляющая с допуском +0,02 мм имеет номер 21120-1007032-20, и с допуском +0,22 мм - 21120-1007032-22.

Направляющие втулки двигателей модели 2112 одинаковой длины и не имеют маслоудерживающих канавок.

Втулка клапана на 16 клапанном моторе ВАЗ 2114, 2115, 2113

Параметры направляющих втулок клапанов, поставляющих в запчасти, по наружному диаметру приведены в таблице, размещенной внизу.

Обозначение втулки Длина втулки, мм Наружный диаметр втулки, мм
2112-1007032-20 40,0 12,08 - 12,09
2112-1007032-22 12,28 - 12,29

Если нужно установить втулки 2-го ремонтного размера, отверстие под втулку развернуть до диаметра 12,2-0,04 мм для втулок 2112 (развертки из комплекта А.90310). Если была выпрессована втулка второго ремонтного размера, гбц подлежит замене.

Параметры отверстий обеспечиваются технологически. Измерения производятся нутромером НИ-6-10-1, развертки 2360-0128 Н7 для втулок 2112. Размеры отверстий после обработки приведены в таблице, расмещенной ниже.

Обозначение втулки Размер отверстия под клапан, мм
2112-1007032 7,00+0,02

Затяжка гбц ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, ВАЗ 2113 16 клапанов

Ставим болты крепления и затягиваем их в 3 приема по схеме, приведенной ниже на рисунке.

Схема затяжки ГБЦ на 16 клапанном моторе ВАЗ 2114, 2115, 2113

  • В первый прием заворачиваем болты ГБЦ с усчилием затяжки 20 Н.м (2 кгс.м);
  • Во второй прием осуществляем доворот болтов гбц на 90°;
  • В третий прием выполняем доворот болтов ГБЦ на 90°.

Болты крепления головки блока цилиндров разрешается использовать вторично только в случае, если их длина не превышает 95 мм. Если она больше, их нужно менять на новые.

ВСЕ
ДАННЫЕ
О
ВАЗ-2113-2114-2115

Блок предохранителей
ВАЗ 2114, 2115

ДМРВ ВАЗ 2114, 2115

Замена катушки
зажигания ВАЗ 2114, 2113, 2115

Модуль зажигания
ВАЗ 2114, 2115

ЭБУ (Контроллер)
ВАЗ 2114, 2115, 2113

ГБЦ
ВАЗ 2114, 2115, 2113

ДТОЖ
ВАЗ 2115

Замена ДТОЖ
ВАЗ 2115
Моменты затяжки гбц ВАЗ
Моменты затяжки
ГБЦ ВАЗ
Коды ошибок ВАЗ 2114, 2115
Ошибки ВАЗ 2114, 2115
Катушки зажигания
Катушка зажигания
Двигатель ВАЗ 2114
Двигатели ВАЗ 2114
Подшипники ВАЗ 2114, 2115
Подшипники ВАЗ 2114, 2115, 2113
Печка ВАЗ 2114, 2115
Печка ВАЗ 2114, 2115, 2113
Замена радиатора печки ВАЗ 2114, 2115
Замена радиатора печки ВАЗ 2114, 2115, 2113
Датчик распредвала ВАЗ 2114, 2115
Датчик распредвала ВАЗ 2114, 2115, 2113
Датчик кислорода ВАЗ 2114, 2115
Датчик кислорода ВАЗ 2114, 2115, 2113
Датчики ВАЗ 2114, 2115
Датчики ВАЗ 2114, 2115, 2113
Лампочки ВАЗ 2114, 2115
Лампочки ВАЗ 2114, 2115, 2113
Схема ВАЗ 2114, 2115
Схема ВАЗ 2114, 2113
Схема ВАЗ 2115
Схема ВАЗ 2115
Замена датчика коленвала ВАЗ 2114, 2115
Замена датчика коленвала ВАЗ 2114, 2115, 2113
Датчик коленвала ВАЗ 2114, 2115
Датчик коленвала ВАЗ 2114, 2115, 2113
Катушка зажигания ВАЗ 2114, 2115
Катушка зажигания ВАЗ 2114, 2115, 2113
Моменты затяжки ВАЗ 2114, 2115
Моменты затяжки ВАЗ 2114, 2115, 2113
Приборная панель ВАЗ 2114
Приборная панель
ВАЗ 2114, 2115
Панель ВАЗ 2114
Панель ВАЗ 2114,
2115, 2113
Двигатель ВАЗ 2115, 2113
Двигатель
ВАЗ 2115, 2113
Контроллер ВАЗ 2115, 2113
Контроллер
ВАЗ 2115, 2113
Дополнительное реле стартера ВАЗ 2115, 2113
Дополнительное реле стартера
ВАЗ 2115, 2113