Поделиться:

Катушка зажигания

В этой статье описано, что такое катушка зажигания, ее устройство, назначение, принцип работы, конструкция. Описаны виды катушек зажигшания. Приведены неиспраности катушки зажигания. Рассказано как проверить катушку зажигания. Представлена замена катушки зажигания.

Катушки зажигания ВАЗ 2114, 2113, 2115 Катушка зажигания 406.3705, ее устройство и принцип работы Катушка зажигания 407.3705, ее устройство и принцип работы
Катушки
зажигания
ВАЗ 2114, 2113, 2115
Катушка зажигания
406.3705
Катушка зажигания
407.3705

Назначение

Катушка зажигания - это элемент системы воспламенение машины, предназначенный для преобразования силы тока от бортовой сети в импульс высокого напряга, до 35000 вольт. Который подается на свечи воспламенения и служит для поджигания бензовоздушной смеси в горшках движка за счет образования искры между электродами .

Принцип действия катушки зажигания

В то время, когда поршень цилинра движителя находится в верхней мертвой точке, во время такта сжатия бензовоздушной смеси, электронный блок управления (ЭБУ) автомотора посылает импульс от электрической бортовой сети автомобиля, по тонкой проволоке низкой напруги, в первичную обмотку индуктора возбуждения, состоящей из малого числа витков проводов. Электрический импульс проходя через первичную обмотку дросселя возжигания создает электромагнитное поле вокруг металлического сердечника. Данное электромагнитное поле создает импульс высокого напряжения во вторичной обмотке бабины возбуждения, за счет большого числа витков проводов обмотки. Это магнитное поле генерирует электрический импульс высокого накала, до 35 кВ, во вторичной обвивки соленоида зажжения. Затем этот импульс поступает по изолированным проводам высокой интенсивности на свечу воспламенения. От полученного импульса образуется искра между электродами электро свечи, от которой воспламеняется топливо-воздушная смесь в горшках двигалки на такте сжатия. От сгорания топливо-воздушной смеси возникает импульс для движения автомобиля. Данный цикл повторяется все время работы автомотора.

Устройство катушки зажигания:

Соленоид возбуждения представляет собой повышающий трансформатор, размещенный в изолированном кожухе различной конфигурации и формы, внутри которого находятся две проволочные обмотки - первичная и вторичная. Они намотаны вокруг металлического сердечника.

Первичная обмотка, состоящая из толстой медной изоляционной проволоки, намотанной на изолирующем материале . Она имеет обычно 100 - 150 витков и расчитана на 12 или 24 вольта, в зависимости от модели бибики и напруги в ее бортовой сети. Данная обмотка имеет выход (Клемму) для подключения кабеля от бортовой сети машины. К этому выходу подходит напряг, существующее в бортовой сети автомобиля, от ЭБУ или коммутатора, в зависимости от устройства агрегата автомобиля (Аккумуляторный или инжекторный).

Вторичная обмотка, состоящая из тонкого изоляционного провода, намотана сверху на первичную обвивку через изоляционную прокладку. Она имеет 15000-30000 витков. Данная бобина служит для генерирования импульса высокого накала, до 35000 вольт. Данная обмотка имеет одну или несколько клемм, в зависимости от устройства системы зажжения авто, для подсоединения высоковольтных проводов, которые подают накал на свечи воспламенения или на трамблер (Распределитель).

Виды катушек зажигания авто.

В зависимости от устройства движка, карбюраторный или инжекторный, и системы воспламенения, бобины возбуждения подразделяются на:

  • - общую;
  • - парные;
  • - индивидуальные.

Общая бобина зажигания

Она устанавливается одна на двигке. Она работает в паре с распределителем зажжения (Трамблером) или с Элетронным Блоком Управления (ЭБУ), в зависимости от устройства системы воспламенения. Такая бобина воспламенения может быть сухой или заполнена специальной охлаждающей жидкостью. Устройство общих соленоидов возбуждения представлено внизу на рисунках:

Общий дроссель возжигания получает напругу от бортовой сети автомашины через коммутатор или ЭБУ. Она преобразует низкую напругу бортовой сети авто в импульс высокой интенсивности и подает его на распределитель, для раздачи по свечам цилиндров двигалки, или непосредственно на свечи воспламенения (При комплектации устройства поджига ЭБУ).

Парная катушка зажигания

Она представляет собой соленоид возжигания, обслуживающей два цилинра двигалки. У такой бобины зажжения имеются две клеммы для подсоединения проволоки низкой напруги, подающих ток от ЭБУ, и два выхода для подсоединения проводов высокой интенсивности, подающих напругу на две свечи воспламенения. На моторе устанавливается обычно две таких бабины возбуждения. Работают они от электронного блока управления. Каждая бобинка обеспечивает высокой напругой строго определенные цилинры двигалкм. При их замене необходимо это учитывать. Нельзя перепутывать подключение кабеля низкой напруги и проводов высокой интенсивности. Если производится подключение к соленоиду возжигания проводов, идущих от клеммы 2 и 3 цилиндров ЭБУ, то необходимо подключать кабели высокой напруги именно к этим горшкам. Подсоединение низковольтных и высоковольтных проводов к бабине допукается в любые из двух гнезд. Устройство данного соленоида представлено внизу на рисунке:

Электрическая схема подключения парной бобины возбуждения:

Индивидуальная катушка зажигания

Такой соленоид возбуждения устанавливается на каждый цилиндр отдельно. У нее первичная обвивка располагается под вторичной, внутри герметичного корпуса. Обе проволочные обмотки намотаны на металлический корпус, состоящий из пластин. Она не имеет вывода для кабеля большой напруги. Ее наконечник одевается непосредственно на свечу воспламенения сверху. Крепится такая бобина возжигания болтом к клапанной крышке мотора. Ее устройство представлено внизу на рисунке:

Неисправности катушки зажигания

  • Троение двигателя (пропуски искры на свечах зажигания)
  • Провалы авто при разгоне и трогании с места
  • Не равномерная работа движителя на холостых оборотах (дергание)
  • Повышенный расход топлива
  • Плохой запуск движка

Как проверить катушку зажигания ?

  • Проверка свечи зажигания на искру. Данную операцию производят два человека. Если катушка зажигания пробита, то будут пропуски в подаче искры. Это не абсолютный способ.
  • Проверка катушки зажигания мультиметром. Проверяется целостность двух обмоток соленоида и замыкание каждой обмотки на массу. Также проверяется замыкание обоих катушек между собой.
  • Проверка мультиметром сопротивления катушки зажигания:
  • Замена катушки зажигания на заведомо исправную.

Замена катушки зажигания

При замене любой катушки зажигания необходимо соблюдать следующую последовательность:

  1. Снимается клемма минус с аккумулятора
  2. Отсоединяем провода от первичной обмотки катушки зажигания (тонкие провода). Если установлено несколько катушек зажигания, то необходимо пометить тонкие провода (малоточные). Какие к какой катушки.
  3. Отсоединяем высоковольтные провода (толстые)
  4. Снимаем крепление катушки зажигания
  5. Меняем катушку зажигания
  6. Устанавливаем крепеж на соленоид
  7. Подсоединяем толстые провода
  8. Подключаем тонкие провода
  9. Соединяем клемму минус с источником питания