Поделиться:

Технические характеристики 409 двигателя (409.10)

Вид двигателя спереди: 1 - корпус термостата; 2 - диск синхронизации; 3 - датчик синхронизации; 4 - натяжной ролик; 5 - ремень привода агрегатов.

Вид двигателя слева: 1 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 2 - датчик температурного состояния двигателя; 3 - датчик сигнализатора аварийного давления масла; 4 - датчик указателя давления масла; 5 - грузовая проушина; 6 - стержневой указатель уровня масла; 7 - датчик фазы; 8 - экран датчика фазы; 9 - сливная пробка масленного картера; 10 - выпускной коллектор; 11 - сливной кранок охлаждающей жидкости.

Вид двигателя справа: 1 - стартер; 2 - датчик температурного состояния впускного трубопровода; 3 - шланг от регулятора давления топлива к каналу холостого хода; 4 - регулятор давления топлива; 5 - впускная труба; 6 - ресивер; 7 - регулятор холостого хода; 8 - шланг подачи воздуха; 9 - топливопровод двигателя; 10 - патрубок дросселя; 11 - грузовая проушина; 12 - генератор; 13 - масленный фильтр; 14 - крышка привода масленного насоса; 15 - шланги подогрева дросселя.



Вид двигателя сверху: 1 - шланг основной ветви вентиляции картера; 2 - шланг регулятора холостого хода; 3 - шланг малой ветви вентиляции картера; 4 - катушка зажигания; 5 - высоковольтные провода; 6 - крышка клапанов; 7 - крышка маслозаливной горловины.

Разрез двигателя: 1 - масляный картер; 2 - масляный насос; 3 - масляный фильтр; 4 - крышка маслозаливной горловины; 5 - указатель уровня масла; 6 - датчик указателя давления масла; 7 - датчик сигнализатора аварийного давления масла.

Привод распределительных валов: 1 - звездочка коленчатого вала; 2 - гидронатяжитель цепи нижний; 3 - рычаг натяжного устройства нижней цепи; 4 - цепь нижняя; 5 - звездочка промежуточного вала ведолмая; 6 - звездочка промежуточного вала ведущая; 7 - рычаг натяжного устройства верхней цепи; 8 - гидронатяжитель цепи верхний; 9 - цепь верхняя; 10 - установочная метка на звездочке; 11 - установочные штифты; 12 - звездочка распределительного вала впускных клапанов; 13 - успокоитель цепи верхний; 14 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 15 - верхняя плоскость головки цилиндров; 16 - успокоитель цепи средний; 17 - успокоитель цепи нижний; М1 и М2 - установочные метки на блоке.



Наименование технической характеристики
Значение характеристики
Тип бензиновый, 4-цилиндровый, рядный с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием двигателя (КМПСУД)
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 95,5x94
Рабочий объем цилиндров, см3 2693
Степень сжатия 9,0
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны шкива) правое
Номинальная мощность при частоте вращения 4400 мин-1, кВт (л.с.) 105 (142,8)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения 3900±200 мин-1, Н·м (кгс·м) 230,0 (23,5)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч ( г/л.с·ч) 265,2(195)
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0,3
Масса незаправленного двигателя со сцеплением, кг 190
Система питания топливом впрыск топлива во впускную трубу
Топливо Автомобильный бензин АИ-93 ГОСТ 2084
Система вентиляции закрытая, принудительная, дейст-вующая за счет разрежения во впускной системе
Система смазки комбинированная, под давлением и разбрызгиванием
Масляный фильтр 2105С-1012005-НК-2
Датчик указателя давления масла ММ-358
Датчик сигнализатора аварийного давления масла 30.3829
Масло моторное: по классификациям SAE J 300, API: SAE 5W-30 API SG/CD SAE 5W-40 API SG/CD SAE 10W-30 API SG/CD SAE 10W-40 API SG/CD SAE 15W-30 API SG/CD SAE 15W-40 API SG/CD SAE 20W-40 API SG/CD SAE 30 API SG SAE 40 API SG
Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
Охлаждающая жидкость: Автожидкость охлаждающая «ТОСОЛ-А40М» до минус 40 oС «ТОСОЛ-А65М» до минус 65 oС ТУ 6-57-48-91 Антифриз «Термосол-А40» до минус 40 oС «Термосол-А65» до минус 65 oС ТУ 301-02-141-91
Термостат ТС107-05, ТР-01
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ТМ106-11
Воздушный фильтр сухой, с картонным фильтрующим элементом (устанавливается на автомобиле)
Сцепление сухое, однодисковое, с диафрагменной пружиной
Электрооборудование постоянного тока, однопроводное, отрицательные клеммы источников и потребителей соединены с корпусом
Номинальное напряжение, В 12
Генератор 9422.3701 или 2502.3771, со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения
Стартер 6012.3708 или 406.3708 (ф.«Искра», Словения) или 0 001 109 063 (ф. BOSCH, Германия)
Система зажигания микропроцессорная, осуществляющая управление углом опережения зажигания
Катушки зажигания 406.3705
Свечи зажигания А14ДВР или LR17УС
Давление в системе смазки на прогретом двигателе в месте установки датчика аварийного давления масла при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу 850±50 мин-1, кПа (кгс/см2), не менее 98 (1,0)
Прогиб ремня привода вспомога-тельных агрегатов при нажатии с усилием 8 кгс, мм 14 ± 1
Зазор между электродами свечей зажигания, мм 0,7...0,85
Нормальная температура жидкости в системе охлаждения, oС 80...90
Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 850 ± 50

Блок цилиндров - чугунный, выполнен в виде моноблока с картерной частью опущенной ниже оси коленчатого вала. Между цилиндрами в верхней плите имеются прорези для охлаждающей жидкости. В нижней части блока рас-положены пять гнезд коренных подшипников. Крышки подшипников обраба-тываются в сборе с блоком цилиндров и поэтому они не взаимозаменяемы.

Головка цилиндров - отлита из алюминиевого сплава, имеет два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр. В верхней части головки цилиндров размещены два распределительных вала. Отверстия под свечи зажигания находятся в центре камер сгорания.

Поршень - отлит из алюминиевого сплава с кольцевой терморегулирующей вставкой, юбка выполнена с бочкообразным вертикальным профилем и микрорельефом для улучшения приработки и снижения потерь на трение. На днище каждого поршня сделаны четыре цековки, которые пре-дотвращают касание (удары) о днище поршня тарелок клапанов при нарушении фаз газораспределения.

Поршневые кольца - устанавливаются по три на каждом поршне: два компрессионных и одно маслосъемное. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца, прилегающая к цилиндру, покрыта слоем пористого хрома, нижнего кольца - слоем олова или вся поверхность кольца фосфатирована. Маслосъемное кольцо состоит из чугунного кольца коробчатого типа с рабочими поясками, покрытыми хромом, и пружинного расширителя.

Коленчатый вал - отлит из высокопрочного чугуна, пятиопорный, имеет для лучшей разгрузки опор восемь противовесов. Носок и хвостовик вала уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками. Вал динамически сбалансирован. Осевое перемещение вала ограничено двумя шайбами 3, расположенными по обе стороны среднего (третьего) коренного подшипника. Каждая из упорных шайб состоит из двух полушайб: верхней и нижней.

Шатун - стальной кованый с отверстием подачи масла для охлаждения днища поршня. Крышки шатуна, при переборке двигателя, нельзя переставлять с одного шатуна на другой.

Вкладыши подшипников коленчатого вала и шатунов - сталеалюминиевые. Верхние вкладыши коренных подшипников с канавками, нижние - без канавок.

Распределительные валы - отлиты из чугуна. Для достижения высокой износостойкости рабочей поверхности введен отбел кулачков.Валы вращаются в подшипниках, образованных головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Эти крышки обрабатываются в сборе с головкой цилиндров и поэтому не взаимозаменяемы.

Клапаны - изготовлены из жаропрочной стали и имеют возможность в процессе работы проворачиваться. Клапаны взаимозаменяемы с аналогичными клапанами двигателя ВАЗ-2108.

Пружины клапанов - двойные. Пружины и детали их крепления взаи-мозаменяемы с аналогичными деталями двигателя ВАЗ-2108.

Гидротолкатели - выполнены в виде цилиндрического стакана с плунжерной парой и подводом масла от магистрали в головке цилиндров.

Вал промежуточный - предназначен для установки на нем звездочек 3 и 4 привода распределительных валов, а также винтовой шестерни 9 привода масляного насоса.

Конструкция промежуточного вала: 1 - болт; 2 - пластина стопорная; 3 - звездочка ведущая; 4 - звездочка ведомая; 5 - втулка передняя вала; 6 - вал промежуточный; 7 - труба промежуточного вала; 8 - гайка; 9 - шестерня привода масляного насоса ведущая; 10 - втулка задняя вала; 11 - блок; 12 - фланец промежуточного вала; 13 - штифт; 14 - шестерня привода масляного насоса ведомая.

Масляный насос - шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами и держателем масляного насоса.