Поделиться:

Проверка и регулировка фаз грм

ГРМ - это газораспределительный механизм, предназначенный для распределения газов, топливовоздушной смеси и выхлопных газов, в двигателе внутреннего сгорания. ГРМ присутствует во всех двигателях в той или иной форме, в простой или сложной конфигурации.

Метки грм - это определенные (отметки) знаки на деталях двигателя автомобиля, предназначенные для точной установки системы зажигания и газораспределения двигателя внутреннего сгорания. Они бывают разной формы и конфигурации. Устанавливаются обычно на передних деталях двигателя таким способом, чтобы не стирались во время эксплуатации двигателя. Это могут быть: риски, приливы разной конструкции, точки, отверстия, штырки, прорези и так далее. Меткой может служить плоскость любой детали двигателя. Метки обычно устанавливаются на двух или нескольких соседних деталях двигателя.

Проверка фаз грм - это выполнение комплекса операций по проверке точности установки газораспределительного механизма двигателя. Весь процесс проверки фаз грм сводится к проверки расположения распределительных валов грм, при установке поршня первого цилиндра в высшей мертвой точке, далее по тексту вмт

В процессе эксплуатации, в результате удлиннения цепей и износа зубьев звездочек распределительных валов, а также из-за погрешности при изготовлении деталей привода газораспределительного механизма (ГРМ) или вследствие неквалифицированно проведенного ремонта привода ГРМ возможно значительное отклонение фаз грм от заданных значений.

Регулировка фаз грм - это корректировка расположения распределительных валов грм по отношению к положению поршня первого цилиндра в ВМТ.

В процессе эксплуатации двигателя на автомобилях происходит растяжение цепей грм. При этом происходит сдвиг положения распределительных валов по ходу вращения. А это ведет к нарушению фаз грм и распределению газов в системе подачи и отвода.

В то же время известно, что правильность фаз грм является одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели двигателя.

Поэтому при снижении тяговых свойств двигателя, повышении эксплуатационного расхода топлива и неустойчивой работе двигателя возникает необходимость проверить и, при необходимости, правильно отрегулировать фазы грм.

Для этой цели используется комплект оснастки, разработанный на заводе ГАЗ. В комплект входит:

Проверку и регулировку фаз грм можно провести на двигателе, установленном на автомобиле.

Для проверки и регулировки фаз грм выполните следующие операции:

  1. Отсоедините шланги вентиляции картера от штуцеров на крышке клапанов, ослабив хомуты их крепления. Отсоединяется шланг малой и большой ветви вентиляции картера.
  2. Отсоедините разъемы проводов от катушек зажигания.
  3. Снимите наконечники со свечей зажигания с уплотнителями и проводами высокого напряжения.
  4. Освободите из скоб и отведите в сторону жгут проводов от крышки клапанов.
  5. Слейте охлаждающую жидкость из двигателя
  6. Снимите верхний патрубок охлаждающей жидкости, соединяющий радиатор охлаждения с термостатом
  7. Снимите крышку клапанов с прокладкой, уплотнителями свечных колодцев, катушками зажигания и высоковольтными проводами в сборе, отвернув восемь болтов (головка «12», удлинитель и вороток). Болты, шайбы и скобы для жгута проводов оставьте в отверстиях крышки.
  8. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия, повернув коленчатый вал по ходу вращения (по часовой стрелке) до совпадения метки на шкиве-демпфере коленчатого вала с ребром-указателем (в виде прилива) на крышке цепи.
    Внимание! Вращение коленчатого вала против часовой стрелки недопустимо.
    При этом кулачки распределительных валов 1-го цилиндра должны распологаться в противоположные стороны (от центра двигателя на ружу). Метки на звездочках распределительных валов должны располагаться в разные стороны, на ружу от центра, согласно схемы на рисунке внизу:
    В случае, если вершины кулачков и метки расположены внутрь, то необходимо повернуть коленчатый вал еще на один оборот.
    Точную установку поршня 1-го цилиндра в ВМТ можно провести с помощью стрелочного индикатора часового типа, который ввинчивается и закрепляется в свечном отверстии 1-го цилиндра.
  9. Проверьте точность расположения кулачка первого цилинра впускного распределительного вала. Для этого установите транспортир 3
    за первым кулачком распределительного вала впускных клапанов - вид «А», расположив его между кулачком и крышкой опоры №1 распределительного вала.
    Прижимая транспортир 3 к верхней плоскости головки цилиндров 5, приложите и плотно прижмите шаблон 2 к поверхности первого кулачка. При этом стрелка шаблона должна расположиться на метке транспортира 20°±2°.
    При этом измерении ведущая ветвь цепи в районе верхнего успокоителя (между звездочками распределительных валов) должна быть натянута и удерживаться в этом состоянии поворотом против часовой стрелки распределительного вала впускных клапанов ключом на «27» за четырехгранник на теле вала. При этом проворачивание распределительного вала выпускных клапанов не допускается.

Аналогично произведите проверку углового положения первого кулачка распределительного вала выпускных клапанов - вид «В».

Стрелка шаблона должна указывать на метку транспортира 19°±2°.

При этом измерении, ведущая ветвь цепи, в районе среднего успокоителя, между звездочкой распределительного вала выпускных клапанов и ведущей звездочкой промежуточного вала, должна быть натянута и удерживаться в этом состоянии поворотом против часовой стрелки распределительного вала выпускных клапанов ключом на «27» за четырехгранник на теле вала. При этом проворачивание промежуточного и коленчатого валов не допускается.

При этих значениях углового положения первых кулачков распределительных валов достигаются наилучшие технико-экономические показатели двигателя.

В случае, если отклонения углового положения кулачков распределительных валов превышают допустимые ±2°, то требуется корректировка фаз грм.

Для этого на двигателе выполните следующие работы:

  1. Снимите переднюю крышку головки цилиндров, отвернув четыре болта (ключ «12»).
  2. Снимите верхний гидронатяжитель, в головке цилиндров, отвернув два болта, головка «12», удлинитель и вороток, крепления крышки гидронатяжителя. Снимите крышку гидронатяжителя с шумоизоляционной шайбой.
  3. Снимите верхний и средний успокоители цепи, отверните по два болта их крепления (ключ «6» для болтов с шестигранным углублением под ключ).
  4. Снимите звездочки распределительных валов, поочередно отверните болты их крепления (ключ «12»), удерживая при этом валы ключом «27» за квадрат на теле распредвала.
    Цепь, снятую со звездочек распредвалов, удержите от соскакивания со звездочки промежуточного вала.
  5. По установленному на звездочку кондуктору, в каждой звездочке просверлить шесть дополнительных отверстий 3
    диаметром 6,1 мм с угловыми смещениями 2° 30′, 5° 00′ и 7° 30′ от номинального положения заводского отверстия 2, расположенного по оси симметрии одной из впадин зубьев звездочки. При этом три дополнительных отверстия, смещенные от оси симметрии впадины зубьев по часовой стрелке, плюсовые, три других, смещенные против часовой стрелки, - минусовые, если смотреть на звездочку со стороны метки 1.

Если при регулировке фаз грм требуется повернуть распределительный вал (валы) по ходу его (их) вращения (по часовой стрелке), то звездочку (звездочки) необходимо устанавливать на одно из дополнительных отверстий с плюсовым смещением, расположенное справа от заводского отверстия, если - против часовой стрелки, то звездочку (звездочки) устанавливать на одно из отверстий с минусовым смещением, расположенное слева от заводского отверстия.

Выбор отверстия на звездочке, с необходимой величиной смещения, производится в зависимости от величины отклонения углового положения кулачка от номинального значения.

При установке звездочки на дополнительное отверстие заводская установочная метка 1 на звездочке не будет совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров.

В качестве примера рассмотрим регулировку фаз грм при показаниях стрелки шаблона 23° для кулачка впускного клапана и 16° для кулачка выпускного клапана. Данные значения углов превышают номинальные значения для впускного и выпускного кулачков на 3°, что больше допустимого отклонения ±2°.

При данных показаниях углового положения кулачков и, учитывая, что при работе двигателя распределительные валы вращаются по часовой стрелке, наблюдая со стороны шкива коленчатого вала, начало открытия впускных и выпускных клапанов будет происходить с некоторым опережением от заводских значений фаз грм. Для регулировки фаз грм, в этом случае, необходимо повернуть распределительные валы против часовой стрелки и при установке звездочек использовать дополнительное отверстие с минусовым угловым смещением, с величиной смещения 2° 30′ (первое отверстие, расположенное слева от заводского отверстия). Далее работу продолжить в следующей последовательности:

  1. Проверните ключом на «27» и установить распределительный вал выпускных клапанов так, чтобы стрелка шаблона находилась напротив метки транспортира 19°.
  2. Накиньте цепь на звездочку и сориентируйте ее первое дополнительное отверстие, расположенное слева от заводского отверстия, так, чтобы оно находилось перед штифтом распределительного вала, а ведущая ветвь цепи (в районе среднего успокоителя) была натянута. Для установки звездочки на фланец и штифт распределительного вала слегка поверните распределительный вал ключом за четырехгранник по часовой стрелке. После установки звездочки поворотом распределительного вала против часовой стрелки натяните ведущую ветвь цепи, при этом стрелка шаблона, установленного на кулачок, должна показывать 19°±2°.
  3. Установите распределительный вал впускных клапанов так, чтобы стрелка шаблона находилась напротив метки транспортира 20°.
  4. Установите звездочку на распределительный вал впускных клапанов так же, как звездочку распределительного вала выпускных клапанов, использую то же дополнительное отверстие. При этом при натянутой ведущей ветви цепи (в районе верхнего успокоителя) стрелка шаблона, установленного на кулачок, должна показывать 20°±2°.
  5. Предварительно заверните болты крепления звездочек (ключ «12»).
  6. Разберите и соберите («зарядите») гидронатяжитель, установив его в отверстие головки цилиндров, закройте крышкой.
  7. Нажмите отверткой на плунжер гидронатяжителя со стороны пяты рычага натяжного устройства, приведите гидронатяжитель в рабочее состояние («разрядите»).
  8. Проверьте правильность установки фаз грм, повернув коленчатый вал по ходу вращения на два оборота и совместив метки на шкиве-демпфере и крышке цепи.
    Проверку произведите с помощью транспортира и шаблона кулачка, как описано выше. Стрелка шаблона, установленного на впускном кулачке, должна показывать 20°±2°, а на выпускном кулачке -19°±2°. Если это условие не выдерживается, необходимо повторить регулировку фаз грм.
  9. Заверните и затяните болты крепления звездочек распредвалов окончательно моментом 5,6 - 6,2 кгс·м.
  10. Установите верхний и средний успокоители цепи, заверните и затяните болты крепления моментом 2,0 - 2,5 кгс·м (ключ «6» для болтов с шестигранным углублением под ключ, ключ динамометрический с головкой «6»).
  11. Произведите дальнейшую сборку двигателя в обратном порядке.