Замена гидрокомпенсаторов 405-406-409 двигателя.

Поделиться:

В статье подробно и последовательно описана замена гидрокомпенсаторов (Гидротолкателей) 405-406-409 двигателя. Замена гидрокомпенсаторов двигателя сопровождается фотографией и пояснением. Приведен список взаимозаменяемых гидрокомпенсаторов с указанием их производителей. Данная статья поможет водителям произвести замену гидрокомпенсаторов своими руками.

При появлении стука механизма тепловых зазоров сапунов или детонации мотора, что является причиной выхода из строя одного или нескольких гидриков, встает необходимость их замещения.

На движителях 405, 406, 409 замена гидрокомпенсаторов процесс схожий, так как эти агрегаты похожи по своей конструкции.

Для того, чтобы до лесть до модуля тепловых зазоров сапунов, необходимо произвести его частичную разборку.

Сначала, открутив гайку на 13, демонтируем клемму минус с источника питания авто.

Далее производим демонтаж следующих деталей с автомобиле и с двигалки:

  • Чтобы добраться до сливного краника радиатора охлаждения откручиваем брызговик масленого картера
  • Сливаем литра 4-5 антифриза:
  • Ослабляем два хомута и удаляем патрубок, соединяющий термостат с теплообменником:
  • Ослабляем бондаж на трубке малой ветви вентиляции картера и демонтируем ее с штуцера:
  • Привязываем ее проволокой или веревкой к ресиверу.
  • Резиновый дренаж основной ветви вентиляции поддона движителя:
  • Зажимы тонких проводов от катушек возбуждения, идущие от ЭБУ и ключа зажигания.
  • Помечаем их расположение относительно цилиндров автомотора.
  • Откручиваем головкой на 12 метиз М8 и разбираем клеммную колодку измерителя синхронизации.
  • Нажимая пальцем на пружинную скобу вниз разъединяем зажимы датчика фазы:
  • Вынимаем свечные наконечники из колодцев:
  • Располагаем их на клапанном колпаке.
  • Отвинчиваем головкой на 12 восемь метизов М8 и снимаем клапанную покрышку вместе с катушками зажигания, проводами высокого напряжения и свечными наконечниками:

После этого выставляем распределительные валики по меткам на их звездочках. Для этого совмещаем отметину на нижней крышке цепей грм с рисской на демпфере колен вала, при установившемся плунжере первого горшка в высшей мертвой точке.

При этом кулачки первого горшка обоих распределительных валов должны смотреть в разные стороны:

Если кулачки сортировочных торсионов смотрят внутрь движителя, то необходимо колен вал провернуть на один оборот по часовой стрелке.

После этого разбираем двигалку дальше:

  • Открутив ключем на 12 два крепежа М8 снимаем колпак верхнего гидравлического натяжителя.
  • При снятии крышки гидронатяжителя придерживаем шумоизоляционную капроновую шайбу, располагающуюся в ней, от выпадения.
  • Извлекаем вышний гидронатяжитель из посадочного места.
  • Отвернув шестигранником на 6 два нагеля снимаем верхний успокоитель череды ГРМ.
  • Открутив отмычкой на 12 метизы М8, крепления крышек сортировальных торсионов, снимаем их в последовательности, согласно схеме, рекомендованной заводом изготовителем.
    1. Отворачиваем крепление колпака №1 впускного распредвала. Номера крышек выбиты сверху, с наружной стороны.
    2. Откручиваем нагели колпаков по утвержденному порядку: №2, №4, №5, №6.
    3. размонтируем сдвоенную центральную крышку.
    4. Последними отвинчиваем крепеж покрышки №3 и №7. Демонтируем их. При снятии центральной крышки придерживаем пальцем два упорных фланца, расположенных в ее пазах.
  • Демонтируем оба распредвала.

    Без демонтирования распределительных валов замена гидрокомпенсаторов (гидротолкателей) - невозможна.

  • Укладываем вереницу между головой и ее передней покрышкой, следя чтобы она не снялась с звезды промежуточного шпинделя.

После того как была произведена частичная разборка агрегата и появился доступ к гидрикам, нужно проверить их исправность.

Чтобы определить какие гидромеханический термокомпенсаторы агрегата вышли из строя, необходимо на них сверху нажать большим пальцем.

Если гидрик твердый, не проваливается - значит он исправный. Если гидрокомпенсатор проваливается немного - значит он неисправен. Такой гидрик надо заменить.

Удаляем неисправные гидравлические компенсаторы из их гнезд. Вынимать их удобней всего магнитом.


Для подмены подойдут гидромеханические компенсаторы следующих изготовителей:

  • Гидрокомпенсаторы c толстой ногой предприятия Прогресс, подобие INA, 8 штук в упаковке.

    Списочный номер 406.1007045-01. Стоимость их на 27.03.2020 в Санкт-Петербурге 1351 рубль.
  • Гидравлические толкатели клапанов предприятием Прогресс. (нечто похожее INA). Комплект 8 деталей. Справочный номер 406.1007045-02.
  • Гидравлические компенсаторы клапанов с толстой стойкой, изготовление "INA" Германия.

    В набор входит 16 деталей. Обозначение INA 420002210. Реестровый номер - 406.1007045-01.
  • Гидрокомпенсаторы клапанов с толстой ногой, усиленные. Производство "УАЗ" (аналог Инкар).

    Состав 16 штук. Каталожный номер 406.1007045-01 (406.1007045-252).
  • Гидравлические компенсаторы с тонкой опорой, выпущенные на УАЗ (подобие INA).

    Ремонтный комплект 8 деталей. Списочный номер 406.1007045-02 (406.1007045-251).
  • Гидравлические толкатели с тонким стержнем, изготовленные в городе Пермь ("ЗМЗ" ОРИГИНАЛ).

    Набор 8 деталей. Справочный номер 406.1007045-01.

Нет необходимости менять все устройства автоматической регулировки тепловых зазоров дросселей. Достаточно заменить только неисправные. Поэтому нужно купить комплект из 8 штук. Так будет дешевле. Даже из этого набора не все они уйдут на замену. Некоторое количество останется.

Перед монтажом новых гидравлических толкателей их нужно смазать моторным маслом.

Производится замена гидрокомпенсаторов. Для этого просто опускаем их в свои гнезда. Монтируем ножкой вниз и головой вверх.

Далее собираем двигатель в обратном порядке. Для этого выполняем следующие работы:

  1. Протираем постели распредвалов чистой салфеткой и смазываем их моторным маслом.
  2. Укладываем сортировочные стержни вместе с звездами в свои постели, одевая при этом на них тракт:

    При этом совмещаем маркеры на звездочках с верхней плоскостью головки блока цилиндров. Отметка на звездочках обоих сортировочных воротах и кулачки первого цилиндра должны смотреть в разные стороны (Наружу):

    Сначала укладываем кардан выпускных клапанов. На его конце прикреплен метчик для датчика фазы. При совмещении меток на его звездах с покрывной плоскостью ГБЦ, ветвь цепи грм между его звездочкой и звездой промежуточного ворота должна быть натянута.
    Вторым ставим сортировочный торсион, вместе со звездочкой, впускных дросселей. При совмещении отметки на его звезде с плоскостью ГБЦ, участок цепи, между двумя звездочками раздаточных воротов, обязан быть в натянутом положении.
  3. Монтируем крышки распредвалов в определенной последовательности:
    1. Центральную сдвоенную. Перед ее установкой вставляем упорные фланцы в пазы распредвалов.

      Крепим ее четырьмя крепежами М8 головкой на 12 с промежутком затяжки 1,9 - 2,3 кгс/м
    2. Крышки №3 и №7 и затягиваем их метизы моментом 1,9 - 2,3 кгс/м..


      Цифры на крышках должны смотреть в разные стороны.
    3. Остальные покрышки кулачковых стержней попарно.
  4. После затяжки крепежа колпаков кулачковых карданов проверяем правильность их установки по пометкам. Должна совпадать риска на шкиве демпфера кален вала с рубцом на блоке цилиндров:

    А также отметина на звездочках сортировочных торсионов с поверхностной плоскостью ГБЦ. Они обязаны выстроиться в линию.

    При этом пометка на звездочках и кулаки первого горшка сортировочных воротов должны смотреть в разные стороны.

    Замена гидрокомпенсаторов сопровождается проверочными операциями.

  5. Ставим верхний успокоитель череды.

    Крепим его двумя метизами М8 шестигранникам на 6 с моментом закручивания 2,0 - 2,5 кгс/м.
  6. Производим зарядку вышнего гидронатяжителя вереницы:

    Последовательность зарядки гидронатяжителя цепи:

    1. - на укрепленное отвесно приспособление 5 установить каркас гидравлического натяжителя 1;
    2. - в оболочку гидронатяжителя всунуть поршень 3 до упора стопорного кольца 4 в выступ приспособления;
    3. - надавить длинной отверткой на дно поршня или пальцем руки на торец поршня так, чтобы стопорное кольцо с проточки на поршне перешло в проточку оболочки (слышен легкий фиксирующий щелчок). Произойдет фиксация поршня – «зарядка». При этом запорное кольцо 2 зайдет в первую вытачку оболочки;
    4. - залить внутрь оболочки и поршня чистое моторное маслом, используемое на авто моторе;
    5. - всунуть в поршень пружину;
    6. - на пружину надеть колпак гидравлического натяжителя и, сдавливая пружину, наживить, а затем довернуть его в оболочку, при этом стопорное кольцо на поршне должно располагаться в проточке оболочки и не давать двигаться поршню в каркасе;
    7. - вынуть гидронатяжитель с приспособления и полностью закрутить колпак в оболочку периодом 18,6…23,5 Н/м (1,9…2,4 кгс/м), воспользовавшись пластиной толщиной 1,8…1,9 мм, укрепленную в тисках, и ключ 19 мм, как при разборке гидронатяжителя.
  7. Ставим вышний гидронатяжитель череды в свое гнездо:
  8. Устанавливаем его крышку вместе с звукоизоляционной шайбой:
  9. Крепим ее двумя болтами М8 ключем на 12 с промежутком затяжки 2,0 - 2,5 кгс/м.
  10. Выполняем разрядку гидравлического натяжителя

    Для этого отворачиваем контрольную пробку. В освободившееся отверстие вставляем отвертку (Или другой тонкий и прочный инструмент). Слегка нажимаем на задний торец гидронатяжителя до момента его разряжения, до появления щелчка, введения его в рабочее положение. После этого заворачиваем пробку.
  11. Монтируем покрышку колпака вместе с прокладкой и прокладками свечных колодцев.
  12. Крепим ее восемью болтами М8 ключем на 12 с импульсом затяжки 0,7 - 0,9 кгс/м.
  13. Надеваем дренаж малой ветви вентиляции картера двигателя на штуцеры и крепим бандажами
  14. Насаживаем дренаж основной ветви вентиляции картера на штуцера и затягиваем скобами.
  15. Соединяем клеммы прибора синхронизации
  16. Соединяем клеммную колодку датчика фазы
  17. Устанавливаем резиновый патрубок, соединяющий радиатор охлаждения с термостатом.
  18. Заливаем охлаждающую жидкость в радиатор
  19. Подключаем источник питания:
  20. Прикручиваем на свое место брызговик мотора

Замена гидрокомпенсаторов процедура не сложная, но требует знаний и внимательности. Нужно быть собранным при установке кулачковых валов по отметинам и при закручивании метизов. Не забывайте, что они стальные, а детали движка алюминиевые. Соблюдайте моменты закручивания крепления всех деталей.