Поделись с друзьями:
Стартер ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112
Содержание:
- 1 - Что такое стартер ВАЗ 2110, 2111, 2112 ?
- 2 - Обозначение стартера согласно каталогу ВАЗ
- 3 - Стартер ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 модели 21110-3708010-01
- 4 - Стартер типа 2110-3708010-02
- 5 - Стартер ВАЗ 2110, 2111, 2112 марки 57.3708
- 6 - Конструкция стартера десятки
- 7 - Место установки стартера ВАЗ-2110-2111-2112
- 8 - Электросхема подсоединения стартера в ВАЗ 2110 или ВАЗ 2111 или ВАЗ 2112
- 9 - Схема разборки стартера ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112
- 10 - Вероятные повреждения стартера, их причины и способы ликвидации
- 11 - Проверка стартера ВАЗ-2110, 2111, 2112 на стенде
Что такое стартер ВАЗ 2110, 2111, 2112 ?
Стартер ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 – это четырехщеточный электрический двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и 2-х обмоточным втягивающим реле.
К металлическому корпусу стартера приклеены 4 постоянных магнита (у стартера 2110-3708010-02 – 6 магнитов), изнутри они дополнительно приделаны развальцованной алюминиевой втулкой. Корпус и колпаки стартера стянуты 2 шпильками. Вал якоря крутится в 2 металлокерамических вкладышах, смонтированных в крышке и опоре вала (у стартера 2110-3708010-02 в колпаке смонтирован шарикоподшипник). Крутящий момент от вала якоря поступает на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной шестеренки, 3 планетарных шестерен, водила и шестерни с внутренним зацеплением (эпициклической).
На валу привода смонтирована муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестеренкой. Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к мотору, разобщая их после запуска движка. Это нужно для защиты редуктора и якоря стартера от поломки из-за быстрой скорости вращения.
Втягивающее реле стартера ВАЗ-2110-2111-2112 необходимо для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленвала мотора и подключения электропитания электрического моторчика самого стартера. Когда поворачивается ключ зажигания в состояние "стартер" напряжение поступает на обе обмотки втягивающего реле (втягивающую и удерживающую). После смыкания контактов втягивающего реле втягивающая обмотка выключается.
Напруга подключения реле должно быть не больше 8 В при 20±5°С. Если это не так, в реле или приводе есть дефект. Исправность привода проверяется внешним осмотром после разборки стартера. Порченное реле меняют.
Обозначение стартера согласно каталогу ВАЗ
На авто ВАЗ-2110-2111-2112 монтировались стартеры 57.3708 или 2110-3708010-02 изготовления предприятия "ПРАМО".
Артикул (Номер) стартера согласно каталогу ВАЗ |
Модификация автомобиля ВАЗ 2110 |
---|---|
21100-3708010-00 |
ВАЗ-2110
ВАЗ-21101 ВАЗ-21101-01 ВАЗ-21101-02 ВАЗ-21101-51 ВАЗ-21101-52 ВАЗ-21102 ВАЗ-21103 ВАЗ-21104 ВАЗ-21104-01 ВАЗ-21104-02 ВАЗ-21104-03 ВАЗ-21104-51 ВАЗ-21104-52 ВАЗ-21104-53 ВАЗ-2111 ВАЗ-21112 ВАЗ-21112-01 ВАЗ-21112-02 ВАЗ-21112-51 ВАЗ-21112-52 ВАЗ-21113 ВАЗ-21114 ВАЗ-21114-01 ВАЗ-21114-02 ВАЗ-21114-51 ВАЗ-21114-52 ВАЗ-2112 ВАЗ-21121 ВАЗ-21121-01 ВАЗ-21121-02 ВАЗ-21121-51 ВАЗ-21121-52 ВАЗ-21124 ВАЗ-21124-01 ВАЗ-21124-02 ВАЗ-21124-51 ВАЗ-21124-52 |
21100-3708010-03 |
|
21100-3708010-04 |
|
21110-3708010-00 |
|
21110-3708010-01 |
|
21100-1001257-00 |
Стартер ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 модели 21110-3708010-01
Конструкция стартера марки 21110-3708010-01:
Технические характеристики стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 образца 21110-3708010-01:
- Обычное напряжение -12 В;
- Обычная мощность -1,2 кВт;
- Используемая сила тока при наибольшей мощности - 375 А;
- Используемая сила тока в заторможенном состоянии, не больше - 700 А;
- Используемая сила тока на холостом ходу - 80 А;
- Используемый ток тягового реле на втягивающей обмотке -43 А;
- Используемый ток тягового реле на удерживающей обмотке -12 А;
- Число зубьев шестерни привода - 9 шт;
- Модуль шестерни привода - 2,116 мм;
- Угол исходного контура шестерни привода -12 град.
Стартер типа 2110-3708010-02
Конструкция стартера:
Технические характеристики стартера 2110-3708010-02:
- Формальное напряжение питания - 12 В;
- Мощность - 1,4 кВт;
- Число зубьв - 9;
- Вращение якоря - против часовой стрелки;
- Число дырок для крепежа - 2;
- Тип контакта 30 - m8;
- Тип контакта 45 - m6;
- Тип контакта 50 - 6,4x0,8;
- Диаметр посадочного фланца - 76 мм;
- Исходное состояние шестерни - 34,3 мм.
Стартер ВАЗ 2110, 2111, 2112 марки 57.3708
Конструкция стартера:
Технические характеристики:
- Обычная мощность - 1,55 кВт;
- Используемый ток при максимальной мощности, не более - 375 А;
- Потребляемый ток в заторможенном положении, не больше - 700 А;
- Используемый ток в режиме холостого хода, не больше - 80 А;
- Тип прривода - роликовая муфта;
- Характеристики привода - 12В, 1,55 кВт;
- Вес - 3,95 кг;
- Производитель - ОАО "ЗиТ", г. Самара.
Устройство стартера ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 марки 57.3708:
№ позиции на рисунке |
Расшифровка позиции на рисунке устройства стартера ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 |
---|---|
1 |
вал якоря |
2 |
щетка "+" |
3 |
щеткодержатель |
4 |
скобка |
5 |
клеммные болты |
6 |
втягивающее реле |
7 |
контактная пластина |
8 |
сердечник тяговой релюшщки |
9 |
шток реле тягового |
10 |
обмотка удерживающая |
11 |
обмотка втягивающая |
12 |
якорь релюхи |
13 |
передняя крышка |
14 |
рычажок привода |
15 |
кронштейн рычага |
16 |
прокладка |
17 |
вал планетарной шестеренки |
18 |
опора оси привода с вкладышем |
19 |
муфта обгонная |
20 |
кольцо ограничительное |
21 |
втулка передней крышки |
22 |
ось привода |
23 |
отводящее кольцо |
24 |
шестерня с внутренними зубьями |
25 |
водило; |
26 |
шестерня (ведущая) центральная |
27 |
сателлит |
28 |
опора вала якоря с вкладышем |
29 |
сердечник якоря |
30 |
магнит постоянный |
31 |
коллектор |
32 |
крышка задняя с втулкой |
Схема разборки стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 типа 57.3708:
№ позиции на схеме |
Расшифровка позиции на схеме разборки стартера ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 |
---|---|
1 |
передняя крышка |
2 |
прокладка уплотнительная |
3 |
кронштейн рычага |
4 |
якорь втягивающего реле; |
5 |
втягивающее реле |
6 |
щетка минус |
7 |
прокладка |
8 |
крышка задняя |
9 |
крепление щетки |
10 |
«плюсовые» щетки в сборе с соединительной шиной |
11 |
щеткодержатель |
12 |
статор стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 |
13 |
якорь |
14 |
шпилька стягивающая |
15 |
опора якоря |
16 |
шестерня центральная |
17 |
шестерня планетарная |
18 |
ось привода с водилом |
19 |
шестеренка с внутренними зубьями |
20 |
кольцо уплотнительное |
21 |
опора вала привода с вкладышем |
22 |
кольцо стопорное |
23 |
привод в сборе |
24 |
кольцо ограничительное |
25 |
кольцо стопорное |
Конструкция стартера десятки
Конструкция стартера ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112
№ позиции на рисунке |
Расшифровка позиции на рисунке конструкции стартера ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 |
---|---|
1 |
Корпус |
2 |
Задний колпак |
3 |
Передняя крышка |
4 |
Втягивающее оеле |
5 |
Болты контактные |
6 |
Клемма обмотки статора |
Место установки стартера ВАЗ-2110-2111-2112
Стартер смонтирован на картере сцепления с левой стороны мотора, когда смотреть по ходу движения легковушки.
Электросхема подсоединения стартера в ВАЗ 2110 или ВАЗ 2111 или ВАЗ 2112
№ позиции на электросхеме |
Расшифровка позиции на электросхеме подключения стартера ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 |
---|---|
1 |
Аккумулятор |
2 |
Генератор |
3 |
Стартер ВАЗ 2110, 2111, 2112 |
4 |
Замок зажигания |
Схема разборки стартера ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112
№ позиции на схеме |
Расшифровка позиции на схеме разборки и сборки стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 |
---|---|
1 |
передняя крышка |
2 |
прокладка уплотнительная |
3 |
кронштейн рычага |
4 |
якорь тягового реле |
5 |
втягивающее реле |
6 |
щетка "-" |
7 |
прокладка |
8 |
крышка задняя |
9 |
щеточный фиксатор |
10 |
«+» щетки в сборе с соединительной шиной; |
11 |
щеткодержатель: |
12 |
стартер ВАЗ-2110 или ВАЗ-2111 или ВАЗ-2112 |
13 |
якорь |
14 |
шпилька стяжная |
15 |
опора вала якоря |
16 |
шестерня центральная |
17 |
шестерня планетарная |
18 |
ось привода с водилом |
19 |
шестеренка с внутренним зацеплением |
20 |
кольцо уплотнительное |
21 |
опора вала привода с вкладышем |
22 |
кольцо стопорное |
23 |
привод в сборе |
24 |
ограничительной кольцо |
25 |
стопрное кольцо |
Вероятные повреждения стартера, их причины и способы ликвидации
Причина повреждения |
Способ исправления |
---|---|
При подключении стартера ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 якорь не крутится, втягивающее реле не срабатывает |
|
1.Поврежден или полностью разряжен аккумулятор |
1. Зарядите батарею или смените |
2. Сильно окислены полюсные контакты аккумулятора и наконечники проводов; мало закручены наконечники |
2. Почистите клеммные выводы и наконечники проводов, зажмите и смажьте вазелином |
3. Межвитковый коротыш во втягивающей обмотке тягового реле, смыкание ее на минус или разрыв |
3. Поменяйте тяговое реле |
4. Разрыв в линии питания тягового реле стартера |
4. Осмотрите провода и их соединения в цепочке между клеммой "50" стартера и замком зажигания |
5. Повреждена контактная часть замка зажигания: не замыкаются клеммы «30» и «50» |
5. Смените клеммную часть выключателя зажжения |
6. Заедание якоря тягового реле |
6. Демонтируйте реле, проконтролируйте легкость передвижения якоря |
Когда подключается стартер, якорь не крутится или крутится очень медленно, тяговое реле срабатывает |
|
1. Поврежден или разряжен аккумулятор |
1. Выполните зарядку батарею или смените |
2. Окислелись контактные выводы аккумулятора и наконечники проводов; мало зажаты наконечники |
2. Почистите контактные выводы и наконечники проводов, зажмите и смажьте вазелином |
3. Ослаб крепеж наконечников провода, соединяющий мотор с кузовом |
3. Затяните крепеж наконечников провода |
4. Окислелись клеммные болты тягового реле или ослабли гайки крепежа наконечников проводов на клеммных болтах |
4. Почистите контактные болтики, зажмите гайки крепежа проводов |
5. Подгорание коллектора, зависание щеток или их изнашивание |
5. Почистите коллектор, смените щетки |
6 Разрыв или замыкание в обмотке якоря |
6. Поменяйте якорь |
При подключении стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 тяговое реле многократно срабатывает и выключается |
|
1. Разрядился аккумулятор |
1. Зарядите батарею |
2. Разрыв или коротыш в удерживающей обмотке тягового реле |
2. Поменяйте тяговое реле |
3. Сильное понижение напряжения в линии питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов |
3. Осмотрите провода и их соединения в цепочке от аккумулятора до контакта "50"стартера |
При подключении стартера якорь крутится, маховик не крутится |
|
1. Пробуксовка муфты свободного хода |
1. Осмотрите стартер на стенде, поменяйте муфту |
2. Испорчены шестерни редуктора |
2. Смените поломанные шестерни |
Необычный шум стартера при вращении якоря |
|
1. Большой износ вкладышей подшипников осей якоря и привода |
1. Смените вкладыши или покрышки и опоры с вкладышами |
2. Ослаб крепеж стартера или сломана его крышка со стороны привода |
2. Затяните гайки крепежа или смените стартер |
3. Стартер закреплен с перекосом |
3. Осмотрите крепеж стартера |
4. Поломаны шестерни редуктора |
4 Поменяйте сломанные шестерни |
5. Поломаны зубья шестерни привода или венца маховика |
5. Смените привод или маховик |
6. Шестерня не выходит из зацепления с маховиком
|
6. Проделайте следующее
|
Проверка стартера ВАЗ-2110, 2111, 2112 на стенде
№ позиции на схеме |
Расшифровка позиции на схеме проверки стартера на стенде |
---|---|
1 |
вольтметр со шкалой не меньше 15 В |
2 |
стартер ВАЗ-2110 или ВАЗ-2111 или ВАЗ-2112 |
3 |
реостат на 800 А |
4 |
амперметр с шунтом на 1000 А |
5 |
переключатель |
6 |
аккумулятор |
Контроль работоспособности
Когда имеются сомнения в эффективности функцилнирования стартера ВАЗ-2110-2111-2112, нужно проверить его на стенде.
Электросхема соединений для контроля стартера на стенде показана вверху. Соединительные провода к источнику тока, амперметру и клеммному болту втягивающего реле стартера должны иметь сечение не меньше 16 мм2.
Температура стартера при контроле должна быть (25±5)° С, а щетки - хорошо притерты к коллектору.
Замыкая переключатель 5, при напряжении источника тока 12 В 3 раза включите стартер с различными условиями торможения. Например, при тормозных моментах 3, 6 и 12 Н-м (0,3; 0,6 и 1,2 кгс-м). Прождолжительность каждого подключения стартера должна быть не больше 5 с, а промежуток между подключениями не меньше 5 с.
Когда стартер не крутит зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и осмотрите его детали.
Проверка в режиме полного торможения
Затормозите зубчатый венец стенда, подключите стартер ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 и измерьте ток, напругу и тормозной момент, которые должны быть соответственно не больше 700 А, не больше 5 В и не меньше 13,72 Н-м (1,4 кгс-м). Продолжительность подключения стартера должна быть не больше 5 с.
Когда тормозной момент меньше, а сила тока больше заявленных параметров, то причиной этого может быть межвитковое смыкание в обмотке якоря или коротыш обмотки на корпус.
Когда тормозной момент и используемая сила тока меньше заявленных параметров, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, большое истирание щеток, заедание щеток в щеткодержателях, ослабление крепежа клемм щеток, окисление или подгорание клеммных болтов тягового реле.
При полном торможении ось привода стартера не обязана прокручиваться; если это происходит, то повреждена муфта свободного хода.
Для ликвидации повреждений разберите стартер и поменяйте или отремонтируйте сломанные детали.
Проверка на режиме холостого хода
Отведите зубчатое звено стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер ВАЗ 2110 и ВАЗ 2111 и ВАЗ 2112 и измерьте используемый им ток и частоту вращения оси привода стартера, которые обязаны быть соответственно не больше 80 А и 3000 мин -1 при напруге на контактах стартера 11,5-12 В.
Когда сила тока и частота вращения оси привода отличаются от заявленных параметров, то причины могут быть те же, что и в предыдущей проверке.
Проверка тягового реле стартера ВАЗ-2110 или ВАЗ-2111 или ВАЗ-2112
Смонтируйте между ограничительным кольцом 13 (см. рис. выше) и шестерней i прокладку толщиной 11,5 мм и подключите реле. Напруга подключения реле при упоре шестерни в прокладку должно быть не больше 8 В при температуре окружающей среды (20±5)° С. Если напруга более, то это говорит о повреждении реле или привода.