Поделись с друзьями:

Все о стартере ВАЗ 2110, 2111, 2112

Здесь представлена полная информация про стартер 2110, 2111, 2112 8 и 16 клапанов. Для обозрения выложена конструкция, устройство, электрическая схема подключения, место установки стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112. Размещена схема разборки, вероятные неисправности и способы проверки.

Для увеличения любого рисунка или схемы, размещенной на этой странице, нужно кликнуть по ним левой кнопкой мыши. Все рисунки и схемы стартера 2110-2111-2112 имеют расшифровку расположенных на них устройств.

Содержание:

  1. Конструкция стартера десятки
  2. Устройство стартера ВАЗ 2110-2111-2112 модели 57.3708 производства ПРАМО
  3. Обозначение деталей стартера 2110.3708010-02
  4. Где находится стартер на автомобиле ВАЗ 2110-2112 ?
  5. Электросхема подсоединения стартера
  6. Вероятные повреждения стартера, их причины и способы ликвидации
  7. Проверка стартера ВАЗ-2110, 2111, 2112 на стенде
  8. Снятие стартера с ВАЗ-2110-2111-2112
  9. Разборка и сборка стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112

Конструкция стартера десятки

Конструкция стартера 2110

Перечень деталей стартера: 1 - Корпус; 2 - Задний колпак; 3 - Передняя крышка; 4 - Втягивающее оеле; 5 - Болты контактные; 6 - Клемма обмотки статора;

Устройство стартера ВАЗ 2110-2111-2112 модели 57.3708 производства ПРАМО

Устройство стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 марки 57.3708

Перечень деталей стартера: 1 - вал якоря; 2 - щетка "+"; 3 - щеткодержатель; 4 - скобка; 5 - клеммные болты; 6 - втягивающее реле; 7 - контактная пластина; 8 - сердечник тяговой релюшщки; 9 - шток реле тягового; 10 - обмотка удерживающая; 11 - обмотка втягивающая; 12 - якорь релюхи; 13 - рычажок привода; 14 - кронштейн рычага; 15 - прокладка; 16 - вал планетарной шестеренки; 17 - опора оси привода с вкладышем; 18 - муфта обгонная; 19 - кольцо ограничительное; 20 - втулка передней крышки; 21 - ось привода; 22 - отводящее кольцо; 23 - шестерня с внутренними зубьями; 24 - водило; 25 - шестерня (ведущая) центральная; 26 - сателлит; 27 - опора вала якоря с вкладышем; 28 - сердечник якоря; 29 - магнит постоянный; 30 - коллектор; 31 - крышка задняя с втулкой

Детали стартера с прямой передачей крутящего момента

Стартеры с прямой передачей крутящего момента от вала якоря на маховик двигателя - имеют смешанное возбуждение (три катушки обмотки статора соединены с обмоткой якоря последовательно, одна – параллельно).

Схема разборки стартера ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

Наименование деталей стартера на схеме: 1 - передняя крышка; 2 - заглушка крышки; 3 - рычаг привода; 4 - реле стартера; 5 - задняя крышка; 6 - щетка стартера; 7 - пружина щетки; 8 - кожух; 9 - стопорное кольцо; 10 - регулировочная шайба; 11 - корпус статора; 12 - шпилька; 13 - якорь стартера 2110, 2111, 2112; 14 - трубка защитная; 15 - привод; 16 - ограничитель хода шестерни;

Детали стартера с планетарным редуктором

Схема сборки стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 марки 57.3708

Наименование деталей на схеме: 1 - передняя крышка; 2 - прокладка уплотнительная; 3 - кронштейн рычага; 4 - якорь втягивающего реле; 5 - втягивающее реле; 6 - щетка минус; 7 - прокладка; 8 - крышка задняя; 9 - крепление щетки; 10 - «плюсовые» щетки в сборе с соединительной шиной; 11 - щеткодержатель; 12 - статор стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112; 13 - якорь; 14 - шпилька стягивающая; 15 - опора якоря; 16 - шестерня центральная; 17 - шестерня планетарная; 18 - ось привода с водилом; 19 - шестеренка с внутренними зубьями; 20 - кольцо уплотнительное; 21 - опора вала привода с вкладышем; 22 - кольцо стопорное; 23 - привод в сборе; 24 - кольцо ограничительное; 25 - кольцо стопорное

Обозначение деталей стартера 2110.3708010-02

Редуктор стартера 16.911.183

Редуктор стартера состоит из центральной шестеренки, трех планетарных шестерен, водила и шестерни с внутренним зацеплением (эпициклической). Он служит для передачи усиленного крутящего момента от якоря стартера на маховик двигателя.

Редуктор стартера 2110-2111-2112 модели 16.911.183

Технические характеристики:

  1. Длина - 85 мм;
  2. Ширина - 7 мм;
  3. Высота - 125 мм;
  4. Вес - 250 грамм;
  5. Объем - 0.000744 м3

Применяется в стартерах типа 2110.3708010-02, 2111.3708010-12.

Привод - 16.911.182 (m=2,1167 z=9)

Привод стартера передает крутящий момент в одном направлении - от стартера к маховику. В обратном направлении зацепление шестерни привода с маховиком разделяется. Привод стартера состоит из: шестерни; обгонной муфты; кольца отводки.

Привод стартера ВАЗ 2110-2111-2112 модели 16.911.182

Технические характеристики:

  1. Длина - 65 мм;
  2. Ширина - 70 мм;
  3. Высота - 67 мм;
  4. Вес - 270 грамм;
  5. Объем - 0.000305 м3

Применяется в стартере модели 2110-3708010-02;

Втягивающее реле стартера - 16.670.531

Втягивающее реле стартера выполняет несколько функций. Соединяет силовые контакты обмотак стартера и подключает привод стартера к маховику. Когда поворачивается ключ зажигания в состояние "стартер" напряжение поступает на обе обмотки втягивающего реле (втягивающую и удерживающую). После смыкания контактов втягивающего реле втягивающая обмотка выключается.

Втягивающее реле стартера 2110, 2111, 2112 модели 16.670.531

Технические характеристики:

  1. Длина - 120 мм;
  2. Ширина - 78 мм;
  3. Высота - 78 мм;
  4. Вес - 720 грамм;
  5. Объем - 0.00073 м3

Применяется в стартерах: 2110-3708010-02, 2113-3708010, 21214.3708010-01.

Якорь типа 16.362.101

Вал якоря крутится в 2-х металлокерамических вкладышах, смонтированных в крышке и опоре вала (у стартера 2110-3708010-02 в колпаке смонтирован шарикоподшипник). Крутящий момент от вала якоря поступает на вал привода.

Якорь стартера ВАЗ 2110-2111-2112 модели 16.362.101

Технические характеристики:

  1. Длина - 130 мм;
  2. Ширина - 80 мм;
  3. Высота - 80 мм;
  4. Вес - 590 грамм;
  5. Объем - 0.000832 м3

Используется в стартерах: 11.131.730, 11.131.827, 2110-3708010, 2113-3708010, 21214-3708010.

Крышка приводная модели 16.283.817

Крышка привода стартера цельная, отлита из алюминиевого сплава. В ней размещается привод стартера. Ее верхняя острая часть служит второй опорой приводному валу. Сверху крышки привода размещается кронштейн втягивающего реле.

Крышка привода стартера 2110, 2111, 2112 модели 16.283.817

Технические характеристики:

  1. Масса - 1000 грамм;
  2. Объем - 0.000745 м3

Применяется на стартерах: 2110.3708010-02, 2111.3708010-12.

Крышка задняя (коллекторная) 15.132.013-01

Коллекторная (задняя) крышка изготовлена из алюминиевого сплава. С ее стороны располагается коллектор якоря стартера. К задней крышки крепится щеточный узел с двумя графитными щетками.

Задняя крышка стартера ВАЗ 2110-2111-2112 модели 15.132.013-01

Технические характеристики:

  1. Масса - 1000 грамм;
  2. Объем - 0.000745 м3

Используется в стартерах ВАЗ - 2110,2111,2112,2113.

Траверза (щеткодержатель) типа 16.911.433

Траверза предназначена для монтажа четырех графитовых щеток. Клемма щеткодержателя подключается к болту на втягивающем реле. Через щетки траверзы напряжение передается на обмотки возбуждения якоря стартера.

Щеткодержатель стартера 2110-2111-2112 модели 16.911.433

Технические характеристики:

Монтируется на стартерах 2113-3708010, а также ВАЗ - 2110,2111,2112.

Корпус стартера 16.282.522

Корпус стартера - это стальной круглых полый цилиндр. Внутри корпуса прикреплены на винтах постоянные магниты.

Корпус стартера ВАЗ 2110-2111-2112 модели 16.282.522

Технические характеристики:

Корпус модели 16.282.522 используется для сборки следующих стартеров: 11.131.730, 11.131.827, 2110-3708010, 2113-3708010.

Где находится стартер на автомобиле ВАЗ 2110-2112 ?

Стартер смонтирован на картере сцепления с левой стороны мотора, когда смотреть по ходу движения легковушки.

Место установки стартера 2110, 2111, 2112

Электросхема подсоединения стартера

Для подключения стартера автомобиля ВАЗ 2110, 2111, 2112 к электрической сети у него имеется две клеммы. К клемме 50 втягивающего реле стартера подключается красный провод от контакта 50 замка зажигания, К контактному болту подходит черный толстый многожильный провод от клеммы плюс аккумулятора.

Электросхема подключения стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112

Наименования оборудования на схеме подсоединения стартера: 1 - Аккумулятор; 2 - Генератор; 3 - Стартер; 4 - Замок зажигания

Вероятные повреждения стартера, их причины и способы ликвидации

Причина
повреждения
Способ исправления
При подключении стартера ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 якорь не крутится, втягивающее реле не срабатывает
1.Поврежден или полностью разряжен аккумулятор
1. Зарядите батарею или смените
2. Сильно окислены полюсные контакты аккумулятора и наконечники проводов; мало закручены наконечники
2. Почистите клеммные выводы и наконечники проводов, зажмите и смажьте вазелином
3. Межвитковый коротыш во втягивающей обмотке тягового реле, смыкание ее на минус или разрыв
3. Поменяйте тяговое реле
4. Разрыв в линии питания тягового реле стартера
4. Осмотрите провода и их соединения в цепочке между клеммой "50" стартера и замком зажигания
5. Повреждена контактная часть замка зажигания: не замыкаются клеммы «30» и «50»
5. Смените клеммную часть выключателя зажжения
6. Заедание якоря тягового реле
6. Демонтируйте реле, проконтролируйте легкость передвижения якоря
Когда подключается стартер, якорь не крутится или крутится очень медленно, тяговое реле срабатывает
1. Поврежден или разряжен аккумулятор
1. Выполните зарядку батарею или смените
2. Окислелись контактные выводы аккумулятора и наконечники проводов; мало зажаты наконечники
2. Почистите контактные выводы и наконечники проводов, зажмите и смажьте вазелином
3. Ослаб крепеж наконечников провода, соединяющий мотор с кузовом
3. Затяните крепеж наконечников провода
4. Окислелись клеммные болты тягового реле или ослабли гайки крепежа наконечников проводов на клеммных болтах
4. Почистите контактные болтики, зажмите гайки крепежа проводов
5. Подгорание коллектора, зависание щеток или их изнашивание
5. Почистите коллектор, смените щетки
6 Разрыв или замыкание в обмотке якоря
6. Поменяйте якорь
При подключении стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 тяговое реле многократно срабатывает и выключается
1. Разрядился аккумулятор
1. Зарядите батарею
2. Разрыв или коротыш в удерживающей обмотке тягового реле
2. Поменяйте тяговое реле
3. Сильное понижение напряжения в линии питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов
3. Осмотрите провода и их соединения в цепочке от аккумулятора до контакта "50"стартера
При подключении стартера якорь крутится, маховик не крутится
1. Пробуксовка муфты свободного хода
1. Осмотрите стартер на стенде, поменяйте муфту
2. Испорчены шестерни редуктора
2. Смените поломанные шестерни
Необычный шум стартера при вращении якоря
1. Большой износ вкладышей подшипников осей якоря и привода
1. Смените вкладыши или покрышки и опоры с вкладышами
2. Ослаб крепеж стартера или сломана его крышка со стороны привода
2. Затяните гайки крепежа или смените стартер
3. Стартер закреплен с перекосом
3. Осмотрите крепеж стартера
4. Поломаны шестерни редуктора
4 Поменяйте сломанные шестерни
5. Поломаны зубья шестерни привода или венца маховика
5. Смените привод или маховик
6. Шестерня не выходит из зацепления с маховиком
  • заедание муфты на шлицах оси привода
  • заедание якоря тягового реле
6. Проделайте следующее
  • почистите шлицы и смажьте их моторным маслом
  • смените тяговое реле или ликвидируйте заедание

Проверка стартера ВАЗ-2110, 2111, 2112 на стенде

Схема проверки стартера ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 на стенде

Детали стенда: 1 - вольтметр со шкалой не меньше 15 В; 2 - стартер ВАЗ-2110 или ВАЗ-2111 или ВАЗ-2112; 3 - реостат на 800 А; 4 - амперметр с шунтом на 1000 А; 5 - переключатель; 6 - аккумулятор.

Контроль работоспособности

Когда имеются сомнения в эффективности функцилнирования стартера ВАЗ-2110-2111-2112, нужно проверить его на стенде.

Электросхема соединений для контроля стартера на стенде показана вверху. Соединительные провода к источнику тока, амперметру и клеммному болту втягивающего реле стартера должны иметь сечение не меньше 16 мм2.

Температура стартера при контроле должна быть (25±5)° С, а щетки - хорошо притерты к коллектору.

Замыкая переключатель 5, при напряжении источника тока 12 В 3 раза включите стартер с различными условиями торможения. Например, при тормозных моментах 3, 6 и 12 Н-м (0,3; 0,6 и 1,2 кгс-м). Прождолжительность каждого подключения стартера должна быть не больше 5 с, а промежуток между подключениями не меньше 5 с.

Когда стартер не крутит зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и осмотрите его детали.

Проверка в режиме полного торможения

Затормозите зубчатый венец стенда, подключите стартер ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 и измерьте ток, напругу и тормозной момент, которые должны быть соответственно не больше 700 А, не больше 5 В и не меньше 13,72 Н-м (1,4 кгс-м). Продолжительность подключения стартера должна быть не больше 5 с.

Когда тормозной момент меньше, а сила тока больше заявленных параметров, то причиной этого может быть межвитковое смыкание в обмотке якоря или коротыш обмотки на корпус.

Когда тормозной момент и используемая сила тока меньше заявленных параметров, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, большое истирание щеток, заедание щеток в щеткодержателях, ослабление крепежа клемм щеток, окисление или подгорание клеммных болтов тягового реле.

При полном торможении ось привода стартера не обязана прокручиваться; если это происходит, то повреждена муфта свободного хода.

Для ликвидации повреждений разберите стартер и поменяйте или отремонтируйте сломанные детали.

Проверка на режиме холостого хода

Отведите зубчатое звено стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер ВАЗ 2110 и ВАЗ 2111 и ВАЗ 2112 и измерьте используемый им ток и частоту вращения оси привода стартера, которые обязаны быть соответственно не больше 80 А и 3000 мин -1 при напруге на контактах стартера 11,5-12 В.

Когда сила тока и частота вращения оси привода отличаются от заявленных параметров, то причины могут быть те же, что и в предыдущей проверке.

Проверка тягового реле стартера ВАЗ-2110 или ВАЗ-2111 или ВАЗ-2112

Смонтируйте между ограничительным кольцом 13 (см. рис. выше) и шестерней i прокладку толщиной 11,5 мм и подключите реле. Напруга подключения реле при упоре шестерни в прокладку должно быть не больше 8 В при температуре окружающей среды (20±5)° С. Если напруга более, то это говорит о повреждении реле или привода.

Снятие стартера с ВАЗ-2110-2111-2112

Работы удобней производить на смотровой яме, подъемнике или эстокаде.

С двигателя автомобиля стартер снимается в следующей последовательности:

  1. Снимаем клемму "минус" от аккумулятора;
  2. Демонтируем брызговитк мотора;
  3. Отключаем провод от тягового реле.

    Демонтаж провода от тягового реле стартера 2110, 2111, 2112

  4. Ключиком на 13 откручиваем гайку положительного провода стартера и демонтируем его.

    Снятие провода + стартера ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

  5. Накидным ключом 15 отвинчиваем 2 гайки крепежа стартера к картеру сцепления.

    снятие крепежа стартера к картеру  сцепления  ВАЗ 2110, 2111, 2112

  6. Демонтируем стартер ВАЗ-2110-2111-2112

    Снятие стартера 2110, 2111, 2112

Разборка и сборка стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112

Разборку стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 выполняем в следующей последовательности:

  1. торцевой голой 13 отвинчиваем гайку нижнего контактного болтика тяговой релюшки и демонтируем с него наконечник провода.

    Снятие провода тягового реле стартера ВАЗ-2110-2111-2112

  2. Крестовой отверткой откручиваем 2 винтика крепежа тягового реле

    Снятие крепления тягового реле стартера 2110, 2111, 2112

  3. Производим снятие тягового реле:

    Cнятие тягового реле стартера ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

  4. Дастаем из передней крышки пружину и якорь тягового реле.
  5. Накидным ключом 8 отвинчиваем 2 стяжных болта.

    Откручиваем 2 стяжных болта стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112

  6. Разделяем корпус и передний колпак.

    Разделение корпуса и передней крышки стартера ВАЗ-2110-2111-2112

  7. Дастаем из корпуса якорь со щеткодержателем и задним колпаком

    Извлечение якоря стартера 2110, 2111, 2112

  8. Крестовой отверткой откручиваем 2 винта на задней крышке

    Снятие крепежа задней крышки стартера ВАЗ-2110-2111-2112

  9. Демонтируем задний колпак

    Снятие задней крышки стартера 2110, 2111, 2112

    В гнездо подшипника заднего колпака вставлена волнистая пружинная шайба.

  10. Производим снятие щеткодержателя

    Снятие щеткодержателя стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112

  11. Демонтируем колпак планетарного редуктора.

    Демонтаж крышки планетарного редуктора стартера 2110, 2111, 2112

  12. Дастаем 3 сателлита планетарного редуктора привода.

    Демонтаж шестерен планетарного редуктора стартера ВАЗ-2110-2111-2112

  13. Извлекаем резиновую заглушку.

    Снятие резиновой прокладки стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112

  14. Нажав пальцем на торец вала привода дастаем привод в сборе из переднего колпака

    Снятие привода стартера 2110, 2111, 2112

  15. 2-мя отвертками растягиваем проушину опоры и достаем рычаг привода

    Снятие рычага  привода стартера 2110-2111-2112

  16. Упираем торцевую плоскость коронной шестерни в деревянный брусок. Разместив губки рожкового ключа 13 на ограничительном колечке хода шестеренки привода и ударяя молотком по ключу, снимаем ограничительное колечко

    Снятие ограничительного кольца привода стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112

  17. Снимаем запорное кольцо

    Демонтаж кольца ограничительного стартера ВАЗ-2110-2111-2112

  18. Производим демонтаж обгонной муфты с шестерней привода в сборе

    Демонтаж обгонной муфты стартера 2110, 2111, 2112

  19. Отверткой снимаем стопорное кольцо с вала

    Демонтаж стопорного  кольца стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112

  20. Стаскиваем шайбу

    Демонтаж  кольца стартера 2110, 2111, 2112

  21. Производим демонтаж с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора
  22. Подставляем 2 металлические пластины между подшипником и коллектором якоря и укладываем их на губки тисков. Ударяя молотком, через выколотку из мягкого металла в торец вала, снимаем подшипник.

    Демонтаж  подшипника стартера 2110-2111-2112

  23. Обгорание обмоток не допускается. При малом обгорании коллектора чистим его пластины мелкой абразивной шкуркой. При большом обгорании и износе коллектора якорь нужно менять. Царапины и наволакивание материала подшипника скольжения на шейку вала якоря ликвидируем очень мелкой наждачкой с последующей полировкой.
  24. Омметром контролируем замыкание обмотки якоря на его сердечник.
  25. При износе щеток заменяем щеткодержатель в сборе.
  26. Сборку стартера производим в обратном порядке.
  27. Щеткодержатель монтируем до монтажа якоря в статор. Перед установкой щеткодержателя на коллектор якоря достаем пружины всех 4 щеток для того, чтобы щетки встали в направляющие. Для этого, отогнув 4 фиксатора держателя пружины, извлекаем пружину.

    Демонтаж  пружин щеткодержателя стартера ВАЗ-2110-2111-2112

  28. После монтажа щеткодержателя на коллектор якоря монтируем пружины и загибаем фиксаторы держателей пружин.
  29. Монтируем задний колпак и крепим к ней щеткодержатель.
  30. На шестеренки планетарного редуктора наносим смазку ШРУС-4.
  31. Ограничительное колечко хода приводной шестерни монтируем на стопорное кольцо раздвижными пассатижами.

    Монтаж ограничительного кольца хода приводной шестерни стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112

  32. Когда монтируем корпус на якорь то придерживаем ручкой молотка якорь от примогничивания его постоянными магнитами статора и одеваем статор на задний колпак.

    Монтаж корпуса стартера 2110, 2111, 2112