Все о стартере ВАЗ 2110, 2111, 2112
Здесь представлена полная информация про стартер 2110, 2111, 2112 8 и 16 клапанов. Для обозрения выложена конструкция, устройство, электрическая схема подключения, место установки стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112. Размещена схема разборки, вероятные неисправности и способы проверки.
Для увеличения любого рисунка или схемы, размещенной на этой странице, нужно кликнуть по ним левой кнопкой мыши. Все рисунки и схемы стартера 2110-2111-2112 имеют расшифровку расположенных на них устройств.
Содержание:
- Конструкция стартера десятки
- Устройство стартера ВАЗ 2110-2111-2112 модели 57.3708 производства ПРАМО
- Обозначение деталей стартера 2110.3708010-02
- Где находится стартер на автомобиле ВАЗ 2110-2112 ?
- Электросхема подсоединения стартера
- Вероятные повреждения стартера, их причины и способы ликвидации
- Проверка стартера ВАЗ-2110, 2111, 2112 на стенде
- Снятие стартера с ВАЗ-2110-2111-2112
- Разборка и сборка стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112
Конструкция стартера десятки
Перечень деталей стартера: 1 - Корпус; 2 - Задний колпак; 3 - Передняя крышка; 4 - Втягивающее оеле; 5 - Болты контактные; 6 - Клемма обмотки статора;
Устройство стартера ВАЗ 2110-2111-2112 модели 57.3708 производства ПРАМО
Перечень деталей стартера: 1 - вал якоря; 2 - щетка "+"; 3 - щеткодержатель; 4 - скобка; 5 - клеммные болты; 6 - втягивающее реле; 7 - контактная пластина; 8 - сердечник тяговой релюшщки; 9 - шток реле тягового; 10 - обмотка удерживающая; 11 - обмотка втягивающая; 12 - якорь релюхи; 13 - рычажок привода; 14 - кронштейн рычага; 15 - прокладка; 16 - вал планетарной шестеренки; 17 - опора оси привода с вкладышем; 18 - муфта обгонная; 19 - кольцо ограничительное; 20 - втулка передней крышки; 21 - ось привода; 22 - отводящее кольцо; 23 - шестерня с внутренними зубьями; 24 - водило; 25 - шестерня (ведущая) центральная; 26 - сателлит; 27 - опора вала якоря с вкладышем; 28 - сердечник якоря; 29 - магнит постоянный; 30 - коллектор; 31 - крышка задняя с втулкой
Детали стартера с прямой передачей крутящего момента
Стартеры с прямой передачей крутящего момента от вала якоря на маховик двигателя - имеют смешанное возбуждение (три катушки обмотки статора соединены с обмоткой якоря последовательно, одна – параллельно).
Наименование деталей стартера на схеме: 1 - передняя крышка; 2 - заглушка крышки; 3 - рычаг привода; 4 - реле стартера; 5 - задняя крышка; 6 - щетка стартера; 7 - пружина щетки; 8 - кожух; 9 - стопорное кольцо; 10 - регулировочная шайба; 11 - корпус статора; 12 - шпилька; 13 - якорь стартера 2110, 2111, 2112; 14 - трубка защитная; 15 - привод; 16 - ограничитель хода шестерни;
Детали стартера с планетарным редуктором
Наименование деталей на схеме: 1 - передняя крышка; 2 - прокладка уплотнительная; 3 - кронштейн рычага; 4 - якорь втягивающего реле; 5 - втягивающее реле; 6 - щетка минус; 7 - прокладка; 8 - крышка задняя; 9 - крепление щетки; 10 - «плюсовые» щетки в сборе с соединительной шиной; 11 - щеткодержатель; 12 - статор стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112; 13 - якорь; 14 - шпилька стягивающая; 15 - опора якоря; 16 - шестерня центральная; 17 - шестерня планетарная; 18 - ось привода с водилом; 19 - шестеренка с внутренними зубьями; 20 - кольцо уплотнительное; 21 - опора вала привода с вкладышем; 22 - кольцо стопорное; 23 - привод в сборе; 24 - кольцо ограничительное; 25 - кольцо стопорное
Обозначение деталей стартера 2110.3708010-02
- Редуктор - 16.911.183;
- Привод - 16.911.182 (m=2,1167 z=9);
- Втягивающее реле - 16.670.531;
- Якорь - 16.362.101;
- Крышка приводная - 16.283.817;
- Крышка коллекторная - 15.132.013-01;
- Траверза (щеткодержатель) - 16.911.433;
- Корпус - 16.282.522.
Редуктор стартера 16.911.183
Редуктор стартера состоит из центральной шестеренки, трех планетарных шестерен, водила и шестерни с внутренним зацеплением (эпициклической). Он служит для передачи усиленного крутящего момента от якоря стартера на маховик двигателя.
Технические характеристики:
- Длина - 85 мм;
- Ширина - 7 мм;
- Высота - 125 мм;
- Вес - 250 грамм;
- Объем - 0.000744 м3
Применяется в стартерах типа 2110.3708010-02, 2111.3708010-12.
Привод - 16.911.182 (m=2,1167 z=9)
Привод стартера передает крутящий момент в одном направлении - от стартера к маховику. В обратном направлении зацепление шестерни привода с маховиком разделяется. Привод стартера состоит из: шестерни; обгонной муфты; кольца отводки.
Технические характеристики:
- Длина - 65 мм;
- Ширина - 70 мм;
- Высота - 67 мм;
- Вес - 270 грамм;
- Объем - 0.000305 м3
Применяется в стартере модели 2110-3708010-02;
Втягивающее реле стартера - 16.670.531
Втягивающее реле стартера выполняет несколько функций. Соединяет силовые контакты обмотак стартера и подключает привод стартера к маховику. Когда поворачивается ключ зажигания в состояние "стартер" напряжение поступает на обе обмотки втягивающего реле (втягивающую и удерживающую). После смыкания контактов втягивающего реле втягивающая обмотка выключается.
Технические характеристики:
- Длина - 120 мм;
- Ширина - 78 мм;
- Высота - 78 мм;
- Вес - 720 грамм;
- Объем - 0.00073 м3
Применяется в стартерах: 2110-3708010-02, 2113-3708010, 21214.3708010-01.
Якорь типа 16.362.101
Вал якоря крутится в 2-х металлокерамических вкладышах, смонтированных в крышке и опоре вала (у стартера 2110-3708010-02 в колпаке смонтирован шарикоподшипник). Крутящий момент от вала якоря поступает на вал привода.
Технические характеристики:
- Длина - 130 мм;
- Ширина - 80 мм;
- Высота - 80 мм;
- Вес - 590 грамм;
- Объем - 0.000832 м3
Используется в стартерах: 11.131.730, 11.131.827, 2110-3708010, 2113-3708010, 21214-3708010.
Крышка приводная модели 16.283.817
Крышка привода стартера цельная, отлита из алюминиевого сплава. В ней размещается привод стартера. Ее верхняя острая часть служит второй опорой приводному валу. Сверху крышки привода размещается кронштейн втягивающего реле.
Технические характеристики:
- Масса - 1000 грамм;
- Объем - 0.000745 м3
Применяется на стартерах: 2110.3708010-02, 2111.3708010-12.
Крышка задняя (коллекторная) 15.132.013-01
Коллекторная (задняя) крышка изготовлена из алюминиевого сплава. С ее стороны располагается коллектор якоря стартера. К задней крышки крепится щеточный узел с двумя графитными щетками.
Технические характеристики:
- Масса - 1000 грамм;
- Объем - 0.000745 м3
Используется в стартерах ВАЗ - 2110,2111,2112,2113.
Траверза (щеткодержатель) типа 16.911.433
Траверза предназначена для монтажа четырех графитовых щеток. Клемма щеткодержателя подключается к болту на втягивающем реле. Через щетки траверзы напряжение передается на обмотки возбуждения якоря стартера.
Технические характеристики:
- Длина - 120 мм;
- Ширина - 120 мм;
- Высота - 125 мм;
- Масса - 150 грамм;
- Объем - 0.0018 м3
Монтируется на стартерах 2113-3708010, а также ВАЗ - 2110,2111,2112.
Корпус стартера 16.282.522
Корпус стартера - это стальной круглых полый цилиндр. Внутри корпуса прикреплены на винтах постоянные магниты.
Технические характеристики:
- Масса - 500 грамм;
- Объем - 0.000745 м3
Корпус модели 16.282.522 используется для сборки следующих стартеров: 11.131.730, 11.131.827, 2110-3708010, 2113-3708010.
Где находится стартер на автомобиле ВАЗ 2110-2112 ?
Стартер смонтирован на картере сцепления с левой стороны мотора, когда смотреть по ходу движения легковушки.
Электросхема подсоединения стартера
Для подключения стартера автомобиля ВАЗ 2110, 2111, 2112 к электрической сети у него имеется две клеммы. К клемме 50 втягивающего реле стартера подключается красный провод от контакта 50 замка зажигания, К контактному болту подходит черный толстый многожильный провод от клеммы плюс аккумулятора.
Вероятные повреждения стартера, их причины и способы ликвидации
Причина повреждения |
Способ исправления |
---|---|
При подключении стартера ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 якорь не крутится, втягивающее реле не срабатывает |
|
1.Поврежден или полностью разряжен аккумулятор |
1. Зарядите батарею или смените |
2. Сильно окислены полюсные контакты аккумулятора и наконечники проводов; мало закручены наконечники |
2. Почистите клеммные выводы и наконечники проводов, зажмите и смажьте вазелином |
3. Межвитковый коротыш во втягивающей обмотке тягового реле, смыкание ее на минус или разрыв |
3. Поменяйте тяговое реле |
4. Разрыв в линии питания тягового реле стартера |
4. Осмотрите провода и их соединения в цепочке между клеммой "50" стартера и замком зажигания |
5. Повреждена контактная часть замка зажигания: не замыкаются клеммы «30» и «50» |
5. Смените клеммную часть выключателя зажжения |
6. Заедание якоря тягового реле |
6. Демонтируйте реле, проконтролируйте легкость передвижения якоря |
Когда подключается стартер, якорь не крутится или крутится очень медленно, тяговое реле срабатывает |
|
1. Поврежден или разряжен аккумулятор |
1. Выполните зарядку батарею или смените |
2. Окислелись контактные выводы аккумулятора и наконечники проводов; мало зажаты наконечники |
2. Почистите контактные выводы и наконечники проводов, зажмите и смажьте вазелином |
3. Ослаб крепеж наконечников провода, соединяющий мотор с кузовом |
3. Затяните крепеж наконечников провода |
4. Окислелись клеммные болты тягового реле или ослабли гайки крепежа наконечников проводов на клеммных болтах |
4. Почистите контактные болтики, зажмите гайки крепежа проводов |
5. Подгорание коллектора, зависание щеток или их изнашивание |
5. Почистите коллектор, смените щетки |
6 Разрыв или замыкание в обмотке якоря |
6. Поменяйте якорь |
При подключении стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 тяговое реле многократно срабатывает и выключается |
|
1. Разрядился аккумулятор |
1. Зарядите батарею |
2. Разрыв или коротыш в удерживающей обмотке тягового реле |
2. Поменяйте тяговое реле |
3. Сильное понижение напряжения в линии питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов |
3. Осмотрите провода и их соединения в цепочке от аккумулятора до контакта "50"стартера |
При подключении стартера якорь крутится, маховик не крутится |
|
1. Пробуксовка муфты свободного хода |
1. Осмотрите стартер на стенде, поменяйте муфту |
2. Испорчены шестерни редуктора |
2. Смените поломанные шестерни |
Необычный шум стартера при вращении якоря |
|
1. Большой износ вкладышей подшипников осей якоря и привода |
1. Смените вкладыши или покрышки и опоры с вкладышами |
2. Ослаб крепеж стартера или сломана его крышка со стороны привода |
2. Затяните гайки крепежа или смените стартер |
3. Стартер закреплен с перекосом |
3. Осмотрите крепеж стартера |
4. Поломаны шестерни редуктора |
4 Поменяйте сломанные шестерни |
5. Поломаны зубья шестерни привода или венца маховика |
5. Смените привод или маховик |
6. Шестерня не выходит из зацепления с маховиком
|
6. Проделайте следующее
|
Проверка стартера ВАЗ-2110, 2111, 2112 на стенде
Детали стенда: 1 - вольтметр со шкалой не меньше 15 В; 2 - стартер ВАЗ-2110 или ВАЗ-2111 или ВАЗ-2112; 3 - реостат на 800 А; 4 - амперметр с шунтом на 1000 А; 5 - переключатель; 6 - аккумулятор.
Контроль работоспособности
Когда имеются сомнения в эффективности функцилнирования стартера ВАЗ-2110-2111-2112, нужно проверить его на стенде.
Электросхема соединений для контроля стартера на стенде показана вверху. Соединительные провода к источнику тока, амперметру и клеммному болту втягивающего реле стартера должны иметь сечение не меньше 16 мм2.
Температура стартера при контроле должна быть (25±5)° С, а щетки - хорошо притерты к коллектору.
Замыкая переключатель 5, при напряжении источника тока 12 В 3 раза включите стартер с различными условиями торможения. Например, при тормозных моментах 3, 6 и 12 Н-м (0,3; 0,6 и 1,2 кгс-м). Прождолжительность каждого подключения стартера должна быть не больше 5 с, а промежуток между подключениями не меньше 5 с.
Когда стартер не крутит зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и осмотрите его детали.
Проверка в режиме полного торможения
Затормозите зубчатый венец стенда, подключите стартер ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 и измерьте ток, напругу и тормозной момент, которые должны быть соответственно не больше 700 А, не больше 5 В и не меньше 13,72 Н-м (1,4 кгс-м). Продолжительность подключения стартера должна быть не больше 5 с.
Когда тормозной момент меньше, а сила тока больше заявленных параметров, то причиной этого может быть межвитковое смыкание в обмотке якоря или коротыш обмотки на корпус.
Когда тормозной момент и используемая сила тока меньше заявленных параметров, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, большое истирание щеток, заедание щеток в щеткодержателях, ослабление крепежа клемм щеток, окисление или подгорание клеммных болтов тягового реле.
При полном торможении ось привода стартера не обязана прокручиваться; если это происходит, то повреждена муфта свободного хода.
Для ликвидации повреждений разберите стартер и поменяйте или отремонтируйте сломанные детали.
Проверка на режиме холостого хода
Отведите зубчатое звено стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер ВАЗ 2110 и ВАЗ 2111 и ВАЗ 2112 и измерьте используемый им ток и частоту вращения оси привода стартера, которые обязаны быть соответственно не больше 80 А и 3000 мин -1 при напруге на контактах стартера 11,5-12 В.
Когда сила тока и частота вращения оси привода отличаются от заявленных параметров, то причины могут быть те же, что и в предыдущей проверке.
Проверка тягового реле стартера ВАЗ-2110 или ВАЗ-2111 или ВАЗ-2112
Смонтируйте между ограничительным кольцом 13 (см. рис. выше) и шестерней i прокладку толщиной 11,5 мм и подключите реле. Напруга подключения реле при упоре шестерни в прокладку должно быть не больше 8 В при температуре окружающей среды (20±5)° С. Если напруга более, то это говорит о повреждении реле или привода.
Снятие стартера с ВАЗ-2110-2111-2112
Работы удобней производить на смотровой яме, подъемнике или эстокаде.
С двигателя автомобиля стартер снимается в следующей последовательности:
- Снимаем клемму "минус" от аккумулятора;
- Демонтируем брызговитк мотора;
- Отключаем провод от тягового реле.
- Ключиком на 13 откручиваем гайку положительного провода стартера и демонтируем его.
- Накидным ключом 15 отвинчиваем 2 гайки крепежа стартера к картеру сцепления.
- Демонтируем стартер ВАЗ-2110-2111-2112
Разборка и сборка стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112
Разборку стартера ВАЗ 2110, 2111, 2112 выполняем в следующей последовательности:
- торцевой голой 13 отвинчиваем гайку нижнего контактного болтика тяговой релюшки и демонтируем с него наконечник провода.
- Крестовой отверткой откручиваем 2 винтика крепежа тягового реле
- Производим снятие тягового реле:
- Дастаем из передней крышки пружину и якорь тягового реле.
- Накидным ключом 8 отвинчиваем 2 стяжных болта.
- Разделяем корпус и передний колпак.
- Дастаем из корпуса якорь со щеткодержателем и задним колпаком
- Крестовой отверткой откручиваем 2 винта на задней крышке
- Демонтируем задний колпак
В гнездо подшипника заднего колпака вставлена волнистая пружинная шайба.
- Производим снятие щеткодержателя
- Демонтируем колпак планетарного редуктора.
- Дастаем 3 сателлита планетарного редуктора привода.
- Извлекаем резиновую заглушку.
- Нажав пальцем на торец вала привода дастаем привод в сборе из переднего колпака
- 2-мя отвертками растягиваем проушину опоры и достаем рычаг привода
- Упираем торцевую плоскость коронной шестерни в деревянный брусок. Разместив губки рожкового ключа 13 на ограничительном колечке хода шестеренки привода и ударяя молотком по ключу, снимаем ограничительное колечко
- Снимаем запорное кольцо
- Производим демонтаж обгонной муфты с шестерней привода в сборе
- Отверткой снимаем стопорное кольцо с вала
- Стаскиваем шайбу
- Производим демонтаж с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора
- Подставляем 2 металлические пластины между подшипником и коллектором якоря и укладываем их на губки тисков. Ударяя молотком, через выколотку из мягкого металла в торец вала, снимаем подшипник.
- Обгорание обмоток не допускается. При малом обгорании коллектора чистим его пластины мелкой абразивной шкуркой. При большом обгорании и износе коллектора якорь нужно менять. Царапины и наволакивание материала подшипника скольжения на шейку вала якоря ликвидируем очень мелкой наждачкой с последующей полировкой.
- Омметром контролируем замыкание обмотки якоря на его сердечник.
- При износе щеток заменяем щеткодержатель в сборе.
- Сборку стартера производим в обратном порядке.
- Щеткодержатель монтируем до монтажа якоря в статор. Перед установкой щеткодержателя на коллектор якоря достаем пружины всех 4 щеток для того, чтобы щетки встали в направляющие. Для этого, отогнув 4 фиксатора держателя пружины, извлекаем пружину.
- После монтажа щеткодержателя на коллектор якоря монтируем пружины и загибаем фиксаторы держателей пружин.
- Монтируем задний колпак и крепим к ней щеткодержатель.
- На шестеренки планетарного редуктора наносим смазку ШРУС-4.
- Ограничительное колечко хода приводной шестерни монтируем на стопорное кольцо раздвижными пассатижами.
- Когда монтируем корпус на якорь то придерживаем ручкой молотка якорь от примогничивания его постоянными магнитами статора и одеваем статор на задний колпак.